Перенос остатков реорганизации

Учетная политика любого учреждения, предприятия и т.д. ведется непрерывно на протяжении всего существования как самостоятельного, так и после реорганизации в составе другого юридического лица либо при образовании новых автономных субъектов.

В виду чего, такой процесс как передача остатков при реорганизации должен соответствовать всем принципам учетной политики, в первую очередь непрерывности и полноты учета.

Что это

В общем понимании передача остатков – переход прав и обязанностей реорганизуемого юр.лица или нескольких юр.лиц в пользу:

  • нового (при слиянии, выделении, преобразовании);
  • новых хоз.субъектов (при разделении);
  • к иному уже существующему юр.лицу (при присоединении).

Такой переход прав и обязанностей основывается на бухгалтерской отчетности и находит свое отражение в передаточном акте.

Чем регулируется

Основные и наиболее общие вопросы передачи остатков при реорганизации, как и самой реорганизации, урегулировано нормами Гражданского кодекса РФ.

Отдельные моменты вопросов передачи остатков предусмотрены в:

Кроме того действует ряд специальных законодательных актов, которые учитывают специфику реорганизуемого субъекта.

Так, для передачи остатков при реорганизации:

Видео: пример составления

Общая процедура для любого вида

Законом предусмотрено несколько видов форм реорганизации, но на практике чаще всего встречается присоединение.

Основанием для проведения реорганизации любого юр.лица является решение учредителей, а в случае с реорганизацией учреждения образования муниципального или государственного уровня требуется положительное заключение комиссии, которая оценит последствия решения и реорганизации в целом.

Далее в субъекте, которое намерены реорганизовать:

  • создается комиссия по реорганизации;
  • определяется срок реорганизации и лица, несущие ответственность за ее проведение.

Реорганизуемое юр.лицо должно в 3-дневный срок со дня, когда было принято решение, уведомить орган, осуществивший его регистрацию, о начале реорганизации по установленной форме с приложением копии решения для того чтобы последний внес в реестр сведения о начале реорганизации.

В случае, если имеет место присоединение, то такая обязанность лежит на хоз.субъекте-правоприемнике.

Реорганизуемый субъект каждый месяц в последующие 2 месяца должен через СМИ информировать массы о реорганизации. О проведении реорганизации наравне с регистрирующим органом уведомляется территориальный орган контроля за уплатой страховых взносов.

Поставить в известность требуется и всех кредиторов, которые известны реорганизуемому лицу. Сделать это надо в 5-дневный срок (дни учитываются только рабочие), течение которого начинается с момента уведомления регистрирующего органа.

При этом конкретных требований к форме соответствующего уведомления не имеется.

Что касается содержания, то требуется указать:

  • срок, до которого кредиторы имеют возможность заявить претензию о возмещению долга;

    Если имеется возможность рассчитаться с кредиторами, то целесообразно это сделать до завершения реорганизации.

  • расчеты, которые произведены к моменту завершения реорганизации не были проведены подлежат передаче правопреемнику, либо может быть принято решение в индивидуальном порядке о списании задолженности будь то кредиторская или дебиторская в порядке предусмотренном актами законодательства;
  • контрагентов, действия договором с которыми рассчитаны на продолжительные временные промежутки (аренда, коммунальные услуги и т.д.) информируют с целью перезаключения соответствующих договоров, поскольку имеет место смена одной из сторон договора.

На основании чего определяются остатки

Нормативно предусмотрен и порядок определения остатков реорганизации, если таковой не соблюден, то возникают сомнения в правильности определения остатков и сама реорганизация может быть поставлена под удар.

Порядок проведения инвентаризации

Удостовериться в наличии активов и обязательств, подлежащих передаче, необходимо путем проведения инвентаризации. Она предшествует составлению отчетности.

Порядок проведения инвентаризации осуществляется с учетом требований Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

Инвентаризация проводится комиссионно, при этом целесообразно в качестве членов комиссии привлекать представителей организации, выступающей правопреемником.

Количество дубликатов инвентаризационных описей может превышать, чем предусмотренное метод.рекомендациями.

В ходе инвентаризации, если имело место произведение расчетов с кредиторами, которое отражено в описях, стоит удостоверить актами сверок.

Составление разделительного баланса

Составление разделительного баланса имеет место при реорганизации в форме разделения или выделения и является своего рода альтернативой передаточного акта, которым завершается реорганизация.

В разделительном балансе содержатся сведения о разделяемых между субъектами:

  • имуществе;
  • правах;
  • обязанностях.

В указанном документе должна быть отражена информация о правопреемстве по всем, имеющимся у реорганизованного хоз.субъекта, кредиторам и должникам, в том числе и обязательствам, которые контрагенты оспаривают.

Утверждение разделительного баланса осуществляется учредителями или органом, инициировавшими своим решением реорганизацию.

Составление передаточного акта

Передаточный акт – фактически финальный документ при реорганизации и имеет приблизительный образец, который содержит:

  • Число, месяц и год составления, а также место.
  • Обязательно отмечается в документе, что указанный акт передачи свидетельствует о факте перехода прав и обязанностей от одного субъекта хозяйствования в пользу другого с указанием наименований соответствующих субъектов.
  • Отражаются бухгалтерские показатели (суммы активов и пассивов субъекта, который реорганизуется, с подробной расшифровкой, отражается задолженность как кредиторская (с разбивкой по кредиторам), так и дебиторская.
  • Готовый акт утверждается. В случае с юридическим лицом в форме ООО, ЗАО и т.д. утверждается на общем собрании его участниками, и результат отражается в протоколе. Единоличный учредитель утверждает акт своим решением.
  • Готовый акт подлежит подписанию руководителем хоз.субъекта.

Пример документа, смотрите тут.

Остаток реорганизации в форме

Передача остатков при различных формах реорганизации имеет свои особенности и нюансы.

Слияние

При такой форме реорганизации на всех участвующих хоз.субъектах лежит обязанность подготовить итоговую отчетность по бухгалтерии. Ее составление осуществляется на дату, предшествующую дате регистрации сведений о реорганизации.

В итоговой отчетности фиксируются операции, которые имели место в промежуток между подписанием передаточного акта и закрытием субъекта-предшественника.

Указанные операции влияют на результаты, отраженные в передаточном акте и разнят его с итоговым балансом.

Итоговый баланс исключает возможность сдачи балансов и иной документации, поскольку к моменту слияния отчетный период у предшественников истек.

Субъект, образовавшийся после слияния, готовит вступительную отчетность, на день регистрации реорганизации в ЕГРЮЛ.

Выделение

Основным документом при выделении является разделительный баланс, состоящий из ряда отчетных бумаг, в которых сосредоточены сведения о прошлой, текущей и предстоящей работе субъектов.

Образец скачайте здесь.

Выделение как способ реорганизации имеет свои особенности.

В частности с точки зрения налогообложения, новый созданный хоз.субъект не будет выступать в налоговом аспекте правопреемником субъекта, претерпевшего реорганизацию, а соответственно не несет налоговых обязательств своего предшественника.

Что касается акционерных обществ, то здесь особенности затрагивают уставной капитал, который после реорганизации может уменьшаться, но сумма может быть меньше чем уставной капитал нового общества.

Преобразование

В результате реорганизации в форме преобразования ЗАО в ООО происходит не просто смена названия, а имеет место прекращение существования ЗАО как такового. Говорить о продолжении бух.учета после такой формы реорганизации невозможно.

Отчетность, которая будет вестись в новом ООО, будет основываться на отчетности ЗАО на момент прекращения его существования.

На дату реорганизации ЗАО подготовит итоговую отчетность, которая будет охватывать период с начала года до регистрации ООО.

ООО втупительную отчетность формирует на дату гос.регистрации на основании данный разделительного баланса, передаточного акта и итоговой бух.отчетности ЗАО.

Разделение

Форма реорганизации разделение схожа с формой выделение, однако имеют место налоговые особенности. При разделении налоговые обязательства предшественника переходят и на правопреемника.

Присоединение

Форма реорганизации присоединение схожа с формой – слияние. Отличительная особенность – подготовка заключительной бухгалтерии, которая осуществляется при данной форме только присоединяемым субъектом.

Кто несет ответственность за правильность

Ответственность за правильность передачи остатков будут нести должностные лица реорганизуемого субъекта, в первую очередь таковыми выступают его директор и главный бухгалтер.

Когда речь идет о слияние, то ответственными выступают указанные должностные лица всех участвующих в слиянии субъектов.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас:

+7 (499) 703-43-52 Москва и область

+7 (812) 309-57-61 Санкт-Петербург и область

8 (800) 333-45-16 доб. 530 Регионы

Правосудие Онлайн © 2017 ·   Войти   · Все права защищены Наверх