Реорганизация предприятия – это мера, которая, чаще всего, направлена на увеличение прибыльности предприятия. Как правильно провести эту процедуру, как поступить с персоналом и имуществом, чтобы все действия были в рамках действующего законодательства, читайте далее.

Что это такое

Реорганизация – это прекращение одной формы собственности бизнеса и создание новой, влекущее за собой возникновение отношений правопреемства.

Она может происходить в нескольких формах и видах, но результат всегда один и тот же – предприятие одной организационно-правовой формы прекращает свою деятельность, а новое предприятие или даже несколько, начинают свою экономическую деятельность.

Законодательство

Процесс реорганизация происходит на основании положений действующего гражданского законодательства. Стоит обратить внимание на п. 5 ст. 58 ГК РФ.

В зависимости от формы собственности реорганизуемого юридического лица, следует ориентироваться на нормы следующих «узких» нормативных актов:

  • ст. 20 Закона № 208-ФЗ от 26. 12. 1995 года «Об акционерных обществах» — если реорганизуется публичное или непубличное акционерное общество (ОАО и ЗАО ранее);
  • Федеральный закон от 14. 11. 2002 года № 161-ФЗ «Об государственных и муниципальных унитарных предприятиях» — это реорганизации подлежит такое учреждение;
  • Федеральный Закон от 08. 02. 1998 года № 14-ФЗ «Об ООО»;
  • другие «узкие» нормативные акты.

Государственная регистрация нового юридического лица, происходит на основании Федерального Закона от 08. 08. 2008 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП».

Правопреемство происходит на основании нескольких положений налогового законодательства, а именно НК РФ.

Виды и формы

Реорганизация может осуществляться в форме по следующим 5 видам, это:

  • в форме слияния – это объединение нескольких действующих предприятий в одно;

    При этом те юридические лица, которые объединяются, прекращают существовать, а образует новое предприятие.

  • присоединение – одно предприятие вливается в другое, и при этом перестаёт существовать;
  • разделение – на базе одного юридического лица, которое перестаёт существовать, образовываются новые фирмы;
  • предприятие находится в процессе реорганизации в форме выделения.

    Что это значит? – образование нового юрлица. При этом старое предприятие продолжает существовать и вести хозяйственную деятельность;

  • преобразование – одно предприятие прекращает свою деятельность, а на его базе возникает, как правило, одно предприятие, реже – несколько, с другой формой собственности.

Видео: нюансы и особенности

Особенности правопреемства

Предприятие, которое образуется после реорганизации другого юридического лица, принимает все или часть обязательств и имущества той фирмы, которая подлежит реорганизации. Об этом сказано в ст . 58 ГК РФ.

Если осуществляется присоединение, то права и обязательства переходят к вновь созданному юрлицу на основании разделительного баланса. Пример можно скачать тут.

Если происходит выделение, то обязательства и имущества реорганизуемой фирмы переходят к вновь созданным предприятиям. Распределение происходит согласно разделительному балансу.

Если происходит преобразование, то на основании передаточного акта. Образец представлен здесь.

Процедура реорганизации

Для этого необходимо:

  • провести общее собрание акционеров, участников или учредителей.

    На собрании решается вопрос о реорганизации, принимается решение, которое оформляется в протокол. Смотрите пример тут.

    Если это ИП или учредитель у фирмы один, то собрание проводить не нужно, решение принимается единолично.

  • необходимо издать приказ по предприятию;
  • решить вопрос с сотрудниками. «Бумажной» работой занимается отдел кадров;
  • пока кадровая служба решает вопрос с сотрудниками, бухгалтерия занимается созданием разделительного баланса, на основании которого будет составлен передаточный акт;
  • руководство предприятия должно сделать публикацию в официальном источнике СМИ «Вестник государственной регистрации» о предстоящей реорганизации. Это необходимо для оповещения кредиторов;
  • нужно разослать каждому кредитору и дебитору оповещение о реорганизации;

    Это необходимо для погашения долгов и взыскания дебиторской задолженности.

  • когда все документы будут готовы, их нужно сдать в налоговую инспекцию;
  • затем провести регистрацию нового юридического лица или нескольких юрлиц.

Формирование приказа

Приказ о будущих изменениях на фирме издаётся на основании решения единоличного собственника бизнеса или на основании протокола собрания участников (учредителей или акционеров).

Приказ издаётся на фирменном бланке предприятия. Если такового нет, то на обычном листе, но с указанием всех основных реквизитов юридического лица. Образец представлен тут.

Приказ должен содержать в себе следующую информацию:

  • сведения о предприятии;
  • дата составления порядковый номер;
  • название документа;
  • основной текст;
  • основания для издания документа;
  • все нюансы будущей реорганизации;
  • лица, ответственные за исполнение приказа,
  • должность руководителя, его подпись и расшифровка.

Если предстоит сокращение штатов или полная ликвидация (в зависимости от вида реорганизации), то это нужно также отразить в приказе.

Тогда необходимо сделать приложение к этому документу – лист, на котором все ознакомившиеся с приказом сотрудники будут ставить свои подписи. Это обязательно!

Без этого процедура увольнения или сокращения будет признана неправомерной!

Необходимые данные

Чтобы предприятие было реорганизовано в соответствии с действующим законодательством, сведения об этом должны быть внесены в ЕГРЮЛ. Для этого необходимо подать пакет документов в регистрирующий орган.

Чтобы внести сведения о предприятии в реестр, регистрирующий орган должен иметь следующую информацию о юрлице:

  • полное и сокращённое название, как в учредительных документах;
  • юридический адрес. Если он будет меняться, то сведения о новом адресе;
  • сведения о руководителе – копия его паспорта или другого удостоверения личности;
  • документы об уставном капитале;
  • сведения о постановке на учёт во внебюджетных фондах;
  • сведения о банковском счёте;
  • сведения о распределении долей уставного капитала; данные о каждом участнике – копии их паспортов или других удостоверений личности.

Если у юридического один собственник, то необходимо указать все сведения о нём.

Если же это ИП, то нужно указывать:

  • данные физлица, которое зарегистрировано в качестве ИП;
  • адрес регистрации;
  • ИНН;
  • свидетельство ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о госрегисрации.

Пошаговые этапы

Порядок реорганизации в форме присоединения 2016, и в других формах, проводится в определённом порядке.

Пошаговая инструкция выглядит следующим образом:

  • принятие решения;
  • уведомление налоговой службы;
  • публикация в СМИ;
  • уведомление кредиторов и дебиторов;
  • составление и подписание всех необходимых документов, включая в себя итоговую бухгалтерскую и налоговую отчётность;
  • регистрация нового предприятия.

Принятие решения

Решение о реорганизации принимается на общем собрании участников, учредителей или акционеров.

  1. Согласно ст. 48 Закона № 208-ФЗ, при реорганизации непубличного общества достаточно ¾ положительных голосов всех акционеров.
  2. При реорганизации ООО нужно, чтобы все участники проголосовали «за».

    Участники, акционеры и учредители извещаются о будущем собрании не позднее, чем за 1 месяц до даты его проведения.

  3. Если у предприятия один собственник или это ИП, то принимается единоличное решение.

Уведомление регистрирующих органов

В течение 3-ёх дней после принятия решения, необходимо уведомить ФНС. Уведомить нужно информационным письмом. Оно послужит основанием для внесения сведений о том, что данное предприятие проходит реорганизацию.

Оно пишется в свободной форме, но направляется в ту ФНС, которая осуществляла регистрацию. Пример смотрите тут.

Публикация

Также нужно дать официальную публикацию в СМИ.

Это журнал «Вестник государственной регистрации» и на портале налогового органа. Это необходимо для оповещения кредиторов.

По истечении 2-ух месяцев можно продолжать процедуру реорганизации.

Два месяца – это минимальный срок, который даётся кредиторам для предъявления требований.

Реорганизуемое предприятие может срок увеличить, но не уменьшить. Если кредитов в течение этого срок не предъявил свои требования о взыскании долгов, то сделать он это сможет только в судебном порядке, с обоснованием причин пропуска срока.

Уведомление кредиторов

Кредиторы уведомляются официальной публикацией в СМИ. Но, во избежание конфликтных ситуаций и судебных тяжб, рекомендуется также направить каждому кредитору письменное уведомление о реорганизации.

Пример можно скачать тут.

Составление передаточного акта

Когда все долги будут уплачены, а вся дебиторская задолженность взыскана, составляется передаточный акт, по которому происходит правопреемство имущества и обязательств реорганизуемого предприятия.

Образец можно скачать тут.

Этот документ составляется на основании разделительного баланса, который, по новому порядку, составлять не обязательно.

Составление заключительной бухгалтерской отчетности

Бухгалтеры составляют заключительную бухгалтерскую и налоговую отчётность, тем самым «закрывая» финансовую деятельность предприятия.

Регистрация прав на недвижимость

После внесения сведений в реестр, происходит государственная регистрация прав на полученное, в порядке правопреемства, имущество другого юл.

Проблемы

При проведении процедуры реорганизации могут возникнуть следующие проблемы:

  • с антимонопольной службой;

    Без согласия этого государственного органа некоторые предприятия создаются (в процессе реорганизации путём слияния или присоединения) с нарушением закона. Поэтому они могут быть принудительно реорганизованы по решению суда в форме выделения или разделения.

  • проблемы с кредиторами;

    Некоторые из них могут пропустить срок подачи претензии, а потом будут «тормозить» реорганизация судебными тяжбами для взыскания долгов.

  • вопрос с распределением акций;

    Он не урегулирован законодательно, поэтому нужно назначить ответственное лицо, которое и будет заниматься распределение акций «старого» обществ по вновь созданным.

  • другие сложности, которые могут возникнуть из-за признания некоторых сделок ничтожными или недействительными.

Сроки

Сколько длится реорганизация? Как правило, этот процесс длится 3 – 6 месяцев месяцев. Если возникнут проблемы с кредиторами, то процедура может «затянуться» примерно на год.