Экономическая деятельность любого субъекта хозяйствования неразрывно связанна с рисками. Самыми серьезными их них являются риски банкротства и ликвидации предприятия.

Прекращение деятельности юридического лица может быть добровольным и принудительным.

Принудительная ликвидация организации осуществляет на основании решения суда.

Что это

Принудительная ликвидация предприятия – это прекращение деятельности юридического лица в судебном порядке по иску уполномоченных государственных органов. Она не зависит от волеизъявления руководства или учредителей организации, в противовес добровольной схеме прекращения работы субъекта хозяйствования.

Решение о принудительной ликвидации принимает суд. На его основании учредители или иные уполномоченные лица будут прекращать деятельность юридического лица.

Сам порядок принудительной ликвидации ничем не отличается от того, который существует при добровольном прекращении работы субъекта хозяйствования. Упрощенная схема ликвидации предприятия в этом случае не используется.

Законодательство

Принудительная ликвидация юридических лиц регулируется следующими нормативными актами:

  • ГК РФ — указывает основания для принудительного прекращения предприятия, а также список лиц, которые могут инициировать соответствующий судебный процесс.
  • АПК РФ – устанавливает порядок рассмотрения исков, связанных с обязательной ликвидацией.
  • КоАП — имеет ряд норм, на основании которых допускается обращение в суд с заявлением о принудительном прекращении деятельности субъекта хозяйствования.
  • НК РФ – устанавливает права и полномочия налоговой инспекции при обязательной ликвидации юридического лица.
  • ТК РФ – определяет обязанности работодателя и права сотрудников предприятия, которое подлежит принудительному устранению с рынка. Он также устанавливает рамки возможностей трудовой инспекции при инициировании судебного процесса относительно прекращения работы организации.
  • ФЗ «О несостоятельности» – регулирует вопросы принудительной ликвидации фирмы или иного юридического лица с признаками финансовой несостоятельности.
  • ГПК РФ;

Основания

Предпосылками к принудительному прекращению деятельности юридического лица являются:

  • иск государственного органа или субъекта управления, которые имеют право выставлять требования о ликвидации ЮЛ, в случае признания недействительности государственной регистрации последнего или при существовании иных нарушений, которые не подлежат стандартному устранению;
  • иск муниципальной или государственной организации, которые могут инициировать принудительную ликвидацию предприятия, осуществлявшего свою деятельность без лицензии, специального разрешения, допуска или в отсутствие обязательного членства;
  • иск муниципального или государственного органа, предъявившего свои требования в случае осуществления ЮЛ противозаконной деятельности или при грубых нарушениях норм закона;
  • иск уполномоченных органов, которые выставили свои требования о ликвидации предприятия в связи с нарушениям законодательством и официально провозглашенных целей;
  • иск учредителя или одного их создателей ЮЛ, не достигшего целей своей деятельности (ст. 61 ГК РФ).

Список оснований, представленных выше, расценивается судьями и практикующими юристами как исчерпывающий.

Но даже в этом случае присутствуют свои нюансы, которые сокрыты в словосочетаниях «иных случаях, предусмотренных законом» и «грубые нарушения законодательства».

Видео: банкротство как один из видов

Порядок

Основанием для обращения в суд относительно принудительной ликвидации того или иного субъекта хозяйствования является иск, который подается уполномоченных органом власти.

Причиной для ликвидации в принудительном порядке служит административное правонарушение.

Дела о принудительной ликвидации субъектов хозяйствования подведомственны арбитражным судам. Это неудивительно, так как непосредственно предприятие можно привлечь только к административной ответственности.

Дела, связанные с принудительной ликвидацией юридического лица, рассматриваются по правилам искового производства (ст. 202 АПК РФ).

Производство о привлечении предприятия к административной ответственности возбуждается на основании заявлений государственных органов и лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, а также инициировать ликвидацию юридических лиц.

инициация

Предъявить иск относительно принудительного закрытия того или иного предприятия могут следующие организации:

  • регистрирующие органы (ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»);
  • прокурор;
  • налоговые органы — вправе предъявлять иски о ликвидации организации в суды общей и арбитражной юрисдикции при грубом нарушении норм НК РФ со стороны субъекта хозяйствования;
  • антимонопольный орган — может инициировать прекращение деятельности предприятия, которое нарушает правила конкуренции на рынке услуг или производства товаров;
  • ЦБ РФ — имеет право обратиться в суд относительно принудительной ликвидации предприятия, которое осуществляет банковскую деятельность без соответствующей лицензии;
  • уполномоченный орган в области негосударственного пенсионного обеспечения;
  • любое лицо, заинтересованное в ликвидации фонда (ст. 123.20 ГК РФ).

Нормы двух основных процессуальных кодексов позволяют прокурору вступить в процесс на любой его стадии, если того требует защита интересов граждан или государства (ст. 45 ГПК РФ, ст. 52 АПК РФ).

документы

Главным документом, на основании которого проводится впоследствии принудительная ликвидация юридического лица, является иск уполномоченного государственного органа или органа местного управления (ст. 61 ГК РФ).

Заявление о привлечении к административной ответственности предприятия подается по месту пребывания лица, в отношении которого был составлен протокол или иной документ, подтверждающий наличие в его действиях признаков административного правонарушения (ст. 203 АПК РФ).

Если заявление подается по правилам искового производства в суд общей юрисдикции, то дело будет подсудно инстанции, которая находится по месту пребывания ответчика (ст. 28 ГПК РФ).

К гражданскому иску прилагаются его копии, квитанция об уплате госпошлины, а также документы, которые обосновывают все требования заявителя (ст. 131 – 132 ГПК РФ).

подача в суд

Дела относительно принудительной ликвидации предприятии подведомственны арбитражным судам, а также судам общей юрисдикции (ст. 27 АПК РФ, ст. 22 ГПК РФ). Правила подведомственности исключают возможность рассмотрения экономических споров судами общей юрисдикции.

Все вопросы, которые относятся к определению законности предпринимательской или иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами (ст. 27 АПК РФ).

Основанием для принудительной ликвидации могут также служить и грубые нарушения трудового, налогового или гражданского законодательства, и в этом случае заявители могут обращаться со своими исками в суды общей юрисдикции.

Например, при нарушении порядка и сроков подачи отчетности налоговая инспекция имеет право инициировать принудительную ликвидацию юридического лица, обратившись в арбитражный или районный суд.

При подаче заявления обязательно учитывается подсудность. По делам, которые возникают из юридических споров, иски подаются по месту пребывания лица, совершившего административное правонарушение или по месту, где правонарушение было совершено (ст. 34 – 38, 203 АПК РФ).

При подаче заявления в суд общей юрисдикции необходимо учитывать основное правило подсудности, которое определяет подачу исков по месту пребывания ответчиков (ст. 28, 29 ГПК РФ).

может быть осуществлена по решению

Принудительная ликвидация предприятия проводится только на основании решения суда (ст. 27 АПК РФ, ст. 22 ГПК РФ).

Делегирование его полномочий в этом вопросе не допускается.

Принудительное прекращение деятельности банкрота осуществляется по решению арбитражного суда с учетом норм ФЗ «О несостоятельности» (ст. 27, 223-224 АПК РФ). При существовании признаков несостоятельности предприятия арбитражный суд должен вынести соответствующее определение.

Непосредственная ликвидация обанкротившегося юридического лица проводится через конкурсное производство.

Госпошлина

Основания и порядок её уплаты по делам, связанным с принудительной ликвидацией, устанавливаются НК РФ (ст. 102 АПК РФ). Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.

Организации платят госпошлину только тогда, когда они являются административными ответчиками по делу.

В случае принудительной ликвидации предприятия государственные органы являются истцами, поэтому взнос в государственный бюджет будет делать то юридическое лицо, в отношении которого подавался иск (ст. 333.16 – 333.18 НК РФ).

Особенности

В ст. 61 ГК РФ представлен исчерпывающий список оснований для подачи иска о принудительной ликвидации предприятия. Но, как показывает судебная практика, судьи часто расширяют его в силу того, что есть такое понятие как «грубые нарушения законодательства».

Они могут выражаться в осуществлении противозаконной деятельности, а также деятельности, которая противоречит уставным целям (в случае фондов и религиозных организаций).

кредитной организации

ЦБ РФ принимается участие в делах о принудительной ликвидации только кредитных организаций. Он может инициировать прекращение деятельности кредитного учреждения, которое осуществляет свою работу без лицензии.

коммерческой

Принудительная ликвидация коммерческой организации осуществляется исключительно на основании судебного решения.

Последствия

Принудительное прекращение деятельности предприятия выражается:

  • в исключении из ЕГРЮЛ;
  • в освобождении от уплаты налогов;
  • в освобождении от подачи обязательной отчетности по работе субъекта хозяйствования.

для руководства

После ликвидации предприятия его руководители, а также прочие должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение налогового и финансового законодательства.

для участников

В случае принудительной ликвидации предприятия суд обычно возлагает проведение всех процедур на его учредителей. Ответственность за уклонение от проведения ликвидации учредителями не предусмотрена.

Также учредители предприятия не несут ответственности за ее обязательства.

Вопросы

Большинство вопросов, которые возникают при обязательной ликвидации субъекта хозяйствования, касаются рамок полномочий органов, имеющих право инициировать ликвидационный процесс.

санкция

Принудительное прекращение деятельности субъекта хозяйствования может позиционироваться как санкция, примененная ему за неисполнение норм ТК, НК, КоАП и ГК РФ.

налоговым органом

Налоговая инспекция может быть инициатором дела о принудительной ликвидации предприятия, нарушающего порядок уплаты налогов или подачи обязательной отчетности.

Но сама ликвидация может быть проведена только на основании судебного решения.

под контролем кредиторов

С момента признания решения о ликвидации юридического лица все процедуры, связанные с реализацией имущества, проводятся под контролем кредиторов (ст. 61 ГК РФ).