Принудительная реорганизация юридического лица

Когда финансовые дела фирмы идут плохо, есть несколько вариантов развития событий. Чтобы не проходить процедуру банкротства, можно принять решение о принудительной реорганизации.

Понятие

Сама по себе реорганизация – это прекращение деятельности юридического лица с возникающим правопреемством, то есть полной или частичной передаче прав, обязательств и имущества реорганизуемого юрлица другому юрлицу.

Исключением является выделение – то есть, от одного предприятия «отпочковываются» одно или несколько новых, при этом «старое» не прекращает своей деятельности.

Принудительная реорганизация происходит:

  • по решению суда;
  • или по решению государственных органов, имеющих полномочия принимать подобные решения.

Законодательство

Процесс реорганизация происходит на основании ст. 58 ГК РФ. А так как речь идёт о принудительной реорганизации, то стоит обратить внимание на ст. 57 ГК РФ.
В зависимости от формы собственности реорганизуемого юридического лица, следует ориентироваться на нормы следующих «узких» нормативных актов.

Это:

Государственная регистрация нового юридического лица, происходит на основании Федерального Закона от 08. 08. 2008 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП». Правопреемство происходит на основании нескольких положений налогового законодательства, а именно НК РФ.

Принудительная реорганизация происходит с соблюдением норм антимонопольного законодательства. Главным законом в этой области является Федеральный закон от 26. 07. 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, при проведении принудительной реорганизации стоит учитывать нормы:

Видео: с учетом изменений

Признаки

Решение принудительным образом реорганизовать предприятие принимается либо уполномоченным органом, либо судом, по иску того же уполномоченного органа.

Как правило, это антимонопольная служба или комитет, или антикоррупционная служба.

Но, положительное решение о принудительной реорганизации можно принять, если есть следующие признаки у предприятия:

  • возможность обособить часть структурных подразделений;
  • структурные подразделения между собой не связаны единым технологическим процессом;
  • созданные в процессе реорганизации новые юридические лица, имеют возможность самостоятельно конкурировать на рынке.

Когда требуется

Принудительная реорганизация может осуществляться только по решению суда или уполномоченного органа.

Как правило, инициатором является антимонопольная или антикоррупционная служба. Подобные действия проводятся с целью установления здоровой конкуренции на отечественном рынке.

Решение о проведении принудительной реорганизации, уполномоченный орган или суд может принять, если есть следующие причины:

  • нарушения порядка получения предварительного разрешения антимонопольного органа для совершения различных законных сделок;
  • осуществление предприятием монополистической деятельности с нарушением норм законодательства.

На основании чего

Принудительная реорганизация юрлица может быть проведена только в 2-ух случаях:

  • если подобное решение выносит уполномоченный государственный орган – антимонопольная или антикоррупционная служба;
  • если суд выносит подобное решение на основании иска этого же уполномоченного органа.

Принудительная реорганизация может быть осуществлена

Реорганизация юридического лица в принудительном порядке происходит точно так же, как и его принудительная ликвидация, то есть банкротство.

По сути, принудительная реорганизация и ликвидация хозяйствующих субъектов — это 2 схожих процесса, потому что оба приводят к тому, что одно предприятие перестаёт существовать.

Этапы принудительной реорганизации:

  • принятие решения;
  • назначение управляющего;
  • уведомление дебиторов и кредиторов;
  • проведение завершающего этапа;
  • регистрация вновь образованных юридических лиц.

Решение

Принимается решение о принудительной реорганизации коммерческой организации уполномоченным органом, или же решением суда. Целью такого действия является повышение конкуренции на рынке.

Государственные органы могут, которые могут принять решение или же подать иск в суд, это:

  • федеральная антимонопольная служба;
  • росимущество;
  • органы исполнительной власти на местах;
  • иные министерства и ведомства.

Решение может быть принято в положительную сторону, если:

  • вновь образованные юрлица могут свободно вести деятельность на рынке;
  • есть техническая возможность выделить из «старого» предприятия его структурные подразделения и обособить их от других;
  • существует техническая и технологическая возможность для выделения или разделения.

Согласно ст. 34 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принудительная реорганизация возможна в форме выделения или разделения. В решении о реорганизации будет указан срок, в течение которого и необходимо выполнить все процедуры.

Если решение уполномоченного органа не выполняется, то этот орган подаёт иск в суд.

Назначение управляющего

После того как будет принято судебное решение, на основании п. 2 ст. 57 ГК РФ, судом будет назначен внешний управляющий. Ему и будет поручено провести принудительную реорганизацию.

С момента его назначения, к нему переходят все полномочия по управлению реорганизуемым предприятием.

Он выступает от имени юрлица в суде, составляет разделительный баланс. Затем, вместе с другими документами, передаёт этот документ на рассмотрение и утверждение суду.

Пример баланса смотрите тут.

Если у суда не возникнет вопросов относительно документов, они будут им утверждены, и это станет основанием для регистрации вновь созданных юрлиц.

Внешним управляющим не может быть просто постороннее лицо.

Это может быть индивидуальный предприниматель, но с обязательным действительным допуском СРО.

Уведомления

Как только будет решение уполномоченного органа или решение суда, необходимо уведомить дебиторов и кредиторов о предстоящем мероприятии.

Кредиторов нужно уведомлять через «вестник государственной регистрации» — публичное издание, в котором публикуются сведения о ликвидации и реорганизации юрлиц.

На подачу требований о выплате задолженности у кредиторов есть минимум 2 месяца. В течение этого срока они имеют право истребовать долги, и быть включёнными в список кредиторов. Если кредитор по каким-либо причинам не успел подать требование в указанные сроки, он может требовать свои средства через суд.

Во избежание проволочек, рекомендуется также направить каждому кредитору письменное уведомление о предстоящей реорганизации. Пример смотрите тут.

Таким способом, юрлицо подстрахует себя от лишних судебных заседаний. Для взыскания дебиторской задолженности также нужно принять меры. Поэтому нужно уведомить ещё и дебиторов. Сделать это можно любым законным способом.

Кто отвечает за выполнение

Ответственным за выполнение решения от уполномоченных органов о проведении принудительной реорганизации, является руководство юрлица или его учредители.

Если же они не проведут необходимых мероприятий, и будет решение суда, все полномочия переходят к внешнему управляющему.

С этих пор он и является ответственным за все мероприятия по реорганизации и составлению документации и отчётности.

Сроки

Сроки проведения принудительных реорганизационных мероприятий представлены в решении уполномоченного органа.

Если эти сроки не соблюдаются, то инициатор мероприятий подаёт иск в суд, который и выносит соответствующее решение. Теперь сроки реорганизации будут указаны в решении суда.

Как правило, для проведения подобных мероприятий юрлицу даётся от полугода до 1 года. Срок зависит от количества кредиторов, а также от «сложности» самой процедуры.

В каком случае невозможна

Нельзя производить принудительные реорганизационные мероприятия в тех случаях, когда присутствуют следующие условия:

  • нет возможности обособить хотя бы одно структурное подразделение;

    То есть, нет технической возможности, и подразделение, как самостоятельное юридическое лицо, не сможет существовать на рынке.

  • выделенные новые предприятия не смогут выдержать условия свободной конкуренции на рынке, и. как следствие, разорятся.

В этих случаях, нельзя принимать решение о принудительной реорганизации, так как это будет не повышение конкуренции (с этой целью и проводят эти мероприятия), а нарушения антимонопольного законодательства.

Судебная практика

Судебная практика по принудительной реорганизации не обширна, так как это явление довольно редкое. Но есть примеры.

Например, определение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу 13-768/2016 о замене правопреемника.

Истец требует от суда заменить правопреемника, так как произошла реорганизация юрлица в форме присоединения. Теперь по обязательствам «старого» юрлица, отвечает «новое» предприятие, так как именно он стало правопреемником.
Поэтому суд удовлетворяет требования истца, и производит замену.

Аналогичное дело было рассмотрено Красноглинским районным судом г. Самары.

Одно предприятие принудительно было реорганизовано, его правопреемником стало вновь образованное предприятие. Истец обратился в суд о взыскании долга с уже реорганизованного предприятия.

Образец смотрите тут.

Суд иск удовлетворил, так как истец привёл весомые доказательства пропуска срока предъявления требований, и обязал вновь созданное предприятия выплатить долги.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас:

+7 (499) 703-43-52 Москва и область

+7 (812) 309-57-61 Санкт-Петербург и область

8 (800) 333-45-16 доб. 530 Регионы

Правосудие Онлайн © 2017 ·   Войти   · Все права защищены Наверх