Ликвидация – процесс значительно более сложный и дорогостоящий, чем регистрация.

Ликвидация представляет собой процедуру, четко регламентированную законодательством, соблюдение которой является обязательным, она начинается с принятия собственниками предприятия соответствующего решения.

Понятие

Ликвидация компании предполагает полное прекращение ее деятельности, при этом переход прав в порядке правопреемственности не предполагается (ст. 61 ГК).

Это предполагает, что по окончании этой процедуры требования кредиторов, если они остались у предприятия, удовлетворению подлежать не будут.

Законодательство

Добровольная ликвидация регламентируется ст. 61-65 ГК, а также специальными законами, в зависимости от вида ликвидируемого предприятия. К ним можно отнести Закон об ООО, об ОАО, о некоммерческих обществах, о несостоятельности, и др.
Помимо этого порядок, в котором производится ликвидация, установлен специальным Законом о гос. регистрации.

Этапы ликвидации

Ликвидации, если она совершается в добровольном порядке, всегда предшествует принятие соответствующего решения собственниками предприятия.

Последовательность действий в данном случае четко регламентирована законом и не может нарушаться.

Пошаговая инструкция по ликвидации включает 9 основных шагов, которые нужно предпринять для ликвидации предприятия:

  1. Процедура оформления принятого учредителями решения.
  2. Уведомление контролирующих органов.
  3. Публикация в СМИ.
  4. Уведомление сотрудников о предстоящем увольнении и оповещение службы занятости.
  5. Подготовка и сдача в ФНС промежуточного ликвидационного баланса.
  6. Расчет по обязательствам, существующим у предприятия на момент принятия решения о ликвидации.
  7. Составление окончательного ликвидационного баланса.
  8. Отчеты в фонды о произведенном увольнении сотрудников.
  9. Подача документов в ФНС о закрытии предприятия.

протокол и решение

Принятое учредителями решение ликвидировать фирму требует документального оформления в форме протокола общего собрания учредителей.

Если общество состоит из одного участника, он оформляет документ, который называется решением единственного участника предприятия.

В протоколе или решении участника должны быть отражены положения о ликвидации, закрепленные в уставе общества.

Эти документы должны быть составлены в строгом соответствии действующему законодательству.

Видео: закрытие предприятия

уведомление НФС по форме Р 15001

В течение 3 дней после того как учредителями принято решение ликвидировать предприятие необходимо поставить в известность налоговую.

Для этого предусмотрена специальная форма Р 15001, которая заверяется у нотариуса.

Помимо этого в налоговую предоставляется протокол собрания и решение ликвидировать фирму.

Отправить документы можно лично, прибыв в налоговую, по почте, оформив отправление ценным письмом (не забудьте выложить опись), а также в электронном виде, воспользовавшись порталом гос. услуг.

После уведомления ФНС, предприятие не сможет вносить изменения в уставные документы и выступать учредителем других юр. лиц.

назначение ликвидатора (ликвидационной комиссии) по форме Р 15002

Кроме этого учредители должны определить состав ликвидационной комиссии, в который могут войти один или несколько учредителей, директор предприятия, а также другие его сотрудники (юристы, бухгалтера).

Учредитель имеет право определить и всего лишь одного ликвидатора, в полномочия которого будет входить полное управление всеми делами предприятия, связанными с его ликвидацией.

уведомление ЕГРЮЛ

Сведения о том, что у предприятия началась стадия ликвидации, в обязательном порядке вносятся в ЕГРЮЛ.

Внесение сведений о ликвидации предприятия в ЕГРЮЛ является обязанностью регистрирующей ФНС, которую предприятие в установленные законом сроки уведомило о начале процедуры ликвидации.

извещение СМИ и кредиторов о начале процедуры

Обязанность публиковать данные о том, что предприятие ликвидируется, установлена законом, она является одной из основных обязанностей ликвидатора.

В течение 2 месяцев с момента публикации объявления кредиторы предприятия могут предъявлять свои требования.

Официальным источником, предусмотренным для подачи объявления о ликвидации фирмы, является «Вестник государственной регистрации».

Информацию о стоимости публикации, а также документах которые необходимо предоставить в редакцию, можно узнать на сайте издания http://www.vestnik-gosreg.ru.

Осуществить публикацию можно после того как из налоговой получен лист с записью в ЕГРЮЛ.

Помимо осуществления публикации закон предусматривает необходимость уведомить кредиторов, которые являлись контрагентами предприятия письменно.

Специальных требований и формы такого уведомления законом не установлено, поэтому провести уведомлением контрагентов можно посредством рассылки официальных писем.

имущество юрлица

Основные учетные процедуры, связанные с ликвидацией организаций включают также проведение инвентаризации.

На основании ст. 12 Закона О бух.учете ликвид. комиссия должна провести полную инвентаризацию всего имущества предприятия, которое ликвидируется. Такая инвентаризация по сути ничем не отличается от обычной.

Инвентаризируются полностью как активы, так и пассивы предприятия.

Расхождения с данными бухгалтерского учета, которые выявлены в ходе проведения инвентаризации в обязательном порядке отражаются в бухгалтерских проводках.

Регламентируют порядок проведения данной процедуры методические рекомендации Минфина № 49.

предварительный баланс, заявление по форме Р 15003

После того как двухмесячный срок, отведенный законодательством на предъявление требований кредиторов, истек, составляется предварительный баланс. Закон не выдвигает особых правил и формы для его составления.

Исходя из сложившейся судебной практики, составлять его рекомендуется в соответствии с требованиями, предъявляемыми законом к составлению бухгалтерской отчётности.

Наряду с этим гражданское законодательство предусматривает некоторые специальные требования к содержанию предварительного баланса.

Он должен отражать сведения: 

  • об имуществе, находящемся на балансе предприятия;
  • о требованиях, которые предъявили кредиторы – контрагенты предприятия;
  • информацию о рассмотрении предъявленных требований.

То есть, предварительный баланс может включать в себя бухгалтерский баланс и приложения к нему, в числе которых могут быть:

  • справка о наличии имущества и материальных ценностей на забалансовых счетах предприятия;
  • перечень требований, предъявленных кредиторами предприятия результаты рассмотрение данных требований.

После утверждения учредителями предварительный баланс направляется в ФНС вместе с формой Р 15001, которая заверяется нотариально.

расторжение партнёрских отношений

Гражданское законодательство предусматривает порядок удовлетворения требований кредиторов. То есть производить расчеты по долгам с кредиторами необходимо в порядке очередности.

После того как утвержден промежуточный баланс расчет производится следующим образом:

  • в первую очередь необходимо рассчитаться с гражданами, перед которыми предприятие несет ответственность за причинение вреда (если такие имеются);
  • вторая очередь – работники предприятия, с которыми заключен трудовой договор, им должна быть выплачена зарплата и выходные пособия.

Через месяц после утверждения промежуточного баланса погашению подлежат долги третьей и четвертой очереди:

  • в третью очередь необходимо произвести расчеты по налогам и страховым взносам, а также имеющимся штрафам и пеням;
  • в четвертую очередь погашаются все оставшиеся долги.

Если денежных средств предприятия не хватает для того, чтобы рассчитаться по всем имеющимся у него долгами, ликвид. комиссия организовывает продажу имущества предприятия с торгов.

Если и в этом случае долги предприятия не будут покрыты, необходимо инициировать процедуру банкротства.

заключительный баланс

После того как произведены расчеты с работниками предприятия, его контрагентами, оплачены все задолженности по налогам и сборам, составляется и утверждается окончательный ликвидационный баланс.

Так же как и при составлении промежуточного при его составлении используются правила бухгалтерского учета. Заключительный баланс утверждается учредителями.

заявление о закрытии по форме Р16001

Факт завершения процедуры ликвидации фиксирует унифицированная форма «Заявление о гос регистрации сведения о ликвидации юр. лица».

Данный документ состоит из титульного листа и страницы «А», которая заполняется на заявителя. Им является глава ликвид. комиссии или единоличный ликвидатор.

На главном листе в данной форме отражаются:

  • сведения о своем предприятии, которые должны соответствовать ЕГРЮЛ;
  • дату, когда была официально опубликована информация о принятом учредителями решение ликвидировать общество.

образцы форм: р15001, р15002, р15003, и р16001

Данные формы утверждены Постановлением Правительства № 439 и являются приложениями к данному постановлению.

Ниже предоставлены прямые ссылки на эти формы для скачивания:
Форма Р15001
Форма P15002
Форма P15003
Форма Р16001

Скачивая данные формы лучше придерживаться официальных источников.

Требуемый пакет документов

В налоговый орган для проведения ликвидации необходимо предоставить:

  • уведомление о принятом решении ликвидировать предприятие (Р 15001);
  • уведомление о том, что ликвид. комиссия создана и ликвидатор, который будет заниматься вопросами ликвидации назначен (Р 15002);
  • уведомление о том, что составлен предварительный баланс (промежуточный). Для этого предусмотрена специальная форма Р 15003;
  • решение о ликвидации;
  • решение о создании ликвид. комиссии и назначении ликвидатора;
  • объявление в СМИ;
  • предварительный и окончательный балансы;
  • квитанция об уплате госпошлины.

В чём разница между добровольной и принудительной ликвидацией

Ликвидация организации в добровольном порядке проводится по решению учредителей.

Основаниями для ее проведения является нежелание учредителей продолжать дальнейшее ведение бизнеса, убытки от результатов деятельности фирмы.

Ликвидация осуществляется и в том случае если цели, для которых создавалось общество, достигнуты или срок, на который оно была создано, истек.

Еще одна причина, при которой предприятие обязано по закону начать процесс ликвидации – если его чистые активы составляют сумму меньшую, чем размер уставного капитала, предусмотренного законом.

Для того чтобы ликвидировать предприятие принудительно необходимо обращение в суд.

Закон выделяет следующие основания, которые могут стать причиной принудительной ликвидации:

  • грубые нарушения действующих законов в РФ, которые производились предприятием неоднократно и имеют неустранимый характер;
  • осуществление предприятием деятельности, которая запрещена законом;
  • в случае, если предприятие ведет деятельность не получая при этом соответствующие лицензии или другие, предусмотренные законом разрешительные документы.

Принудительная ликвидация юридического лица может происходить по иску налоговой.

Наиболее распространенной причиной является грубое нарушение применения налогового законодательства.

Подавая иск в арбитражный суд, в таком случае ФНС должна сослаться на конкретные нормы налогового закона, которые были нарушены (ст. 62 ГК).

Очень большое количество исков со стороны налоговой предъявляется в случае, если предприятие своевременно не производят необходимые изменения в своих учредительных документах, предусмотренных требованиями ГК.

Законодатель определил еще одно основание, при котором предприятие должно быть ликвидировано – это недостаточное количество имущества для того, чтобы удовлетворить требования имеющихся у предприятия кредиторов.

При таких обстоятельствах возбуждается дело о банкротстве. Будет эта процедура добровольной или принудительной зависит от того кто выявит признаки несостоятельности предприятия – само предприятие или его кредиторы.

Сроки и стоимость

Предельный срок, в который может проводиться добровольная ликвидация, закон не устанавливает, она может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет.

Стоимость ликвидации зависит от объема ликвидационных процедур, которые предстоит выполнить, а также включает гос. пошлину и нотариальные услуги.

При обращении к сторонним организациям стоимость ликвидации возрастет на стоимость их услуг, которая может составлять от 2500 до 50 000 рублей.

Порядок сдачи отчетности при ликвидации зависит от характера деятельности, которую ведет предприятие между сдачей предварительного и окончательного баланса.

Если после сдачи предварительного баланса, предприятие не проводило никаких операций, то последние декларации подаются вместе с предварительным балансом.

Помимо налоговой есть еще учреждения, которые необходимо будет посетить в ходе проведения всех ликвидационных процедур.

Они связаны с:

  • закрытием счетов предприятия;
  • подготовкой и передачей документов в архив;
  • уничтожением штампов и печатей, которые принадлежали предприятию.

В заключении хочется отметить, что каждый этап ликвидации имеет свои нюансы и юридические тонкости.

Очень важно определить соответствие каждого последующего шага действующему законодательству.