Любое предприятие может иметь или не иметь филиал. Кроме того, он может быть либо зарегистрирован, как обособленное подразделение, либо нет. От этого зависит место сдачи отчётности филиала.

Что это

Филиал – это подразделение юридического лица, находящееся и осуществляющее свою деятельность в другой местности, нежели само юридическое лицо.

Он не является самостоятельным юридическим лицом, а осуществляет свою деятельность от имени головного предприятия на основании утверждённых ООО положений.

Руководители филиалов назначаются руководством головного предприятия, и действуют на основании доверенности.

Само ООО, создавшее филиал, несёт ответственность за его деятельность.

Законодательство

При регистрации филиала ООО необходимо руководствоваться:

Какие функции выполняет филиал

Филиал осуществляет ту же деятельность, что и головное предприятие. Его создание необходимо для продвижения «бренда» в других муниципальных образованиях.

Филиал имеет право вести финансово-хозяйственную деятельность.

В его функции входит:

  • ведение производственной деятельности;
  • ведение финансовой деятельности;
  • другие виды деятельности, которые он имеет право осуществлять в соответствии с законом и учредительными документами головного предприятия.

Филиал имеет право выполнять все те же функции, что и головное предприятие. А может выполнять только их часть. Об этом говорится в учредительных документах головного предприятия.

Видео: порядок

Регистрация обособленного подразделения ООО

И хотя филиал не является самостоятельным юридическим лицом, его необходимо зарегистрировать в налоговых органах и внебюджетных фондах.

Последнее необходимо, если в филиале будут работать граждане по трудовому договору.

Создание и регистрация филиала ООО проходит в несколько этапов:

  • нужно принять решение о создании филиала ООО. Такое решение принимается на общем собрании членов общества;

    Если в ООО только один участник, он принимает единоличное решение. Если же участников больше – то протокол собрания.

  • подготовить Положение о филиале ООО;

    Это основной документ для филиала. Он осуществляет деятельность на его основании.

  • внести изменения в устав головного предприятия;
  • заполнить заявление по форме Р13002 о создании филиала. Пример можно скачать тут;
  • подготовить доверенность для руководителя филиала.
  1. Эти документы необходимо предъявить нотариусу, чтобы он зарегистрировал заявление и выписал доверенность.
  2. Когда нотариус совершит все нотариальные действия, пакет документов необходимо сдать в регистрирующий орган по месту регистрации головного предприятия.

    По истечении 5 дней после подачи документов, налоговый орган выдаст документы, свидетельствующие о регистрации филиала.

  3. Затем нужно поставить филиал на налоговый учёт и зарегистрировать его во внебюджетных фондах.

Образец заявления

Для регистрации филиала необходимо заполнить форму Р13002 о внесении изменений в учредительные документы головного предприятия. Пример можно скачать тут.

Дана форма состоит из:

  • титульного листа;
  • листа А на 2-ух страницах;
  • листа Б на 3-ёх страницах.

На титульном листе необходимо указать сведения о головном предприятии:

  • ОГРН;
  • ИНН;
  • полное название.

На листе А нужно указать сведения о создаваемом филиале:

  • нужно поставить цифру 1, так как создаётся филиал;
  • затем снова цифра 1, так как причина внесения изменений в учредительные документы ООО именно создание филиала;
  • если у него уже есть наименование, то нужно его указать;
  • адрес места нахождения, с указанием индекса, субъекта федерации, района, города (или другого муниципального образования), улицы, дома, корпуса и квартиры. Все сведения указываются при их наличии;
  • на 2-ой странице листа А указываются более подробные сведения о наименовании филиала и его месте нахождения.

На листе Б указываются сведения о заявителе:

1. нужно поставить цифру 1, 2 или 3, в зависимости от того, кто подаёт заявление;
2. сведения об управляющей организации:

  • ОГРН;
  • ИНН;
  • полное наименование.

3. сведения о заявителе:

  • ФИО полностью;
  • ИНН;
  • дата и место рождения по паспорту;
  • паспортные данные;
  • адрес места жительства;
  • контактный телефон;
  • адрес электронной почты при наличии.

4. На листе Б заявитель (указывает полностью ФИО) указывает, каким способом он хочет получить документы о регистрации филиала. Также здесь приводятся сведения о нотариусе, который заверил подпись заявителя.

Заявление по форме Р13002 заполняется в соответствии с разделом IV Приказа ФНС России от 25. 01. 2012 года № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган».

Заверение у нотариуса

Уведомление по форме Р13002 необходимо заверить у нотариуса.

Сделать это можно в любой нотариальной конторе. Этот же нотариус может выписать доверенность на лицо, которое будет представлять документы в регистрирующий орган, если сам заявитель не может этого сделать.

Сразу же оформляется и доверенность на будущего руководителя филиала, пример которой можно скачать тут.

Подача документации

После того, как будет заверено уведомление по форме Р13002 и выдана доверенность на будущего руководителя филиала, необходимо сдать пакет документов в регистрирующий орган.

В это пакет входит:

  • протокол собрания участников ООО или единоличное решение единственного участника о создании филиала;
  • заявление по форме Р13002;
  • изменения в уста головного предприятия или уже изменённый устав в 2-ух экземплярах.

Получение готовых документов

После того, как все документы буду сданы в налоговый орган для регистрации, инспектор, принявший документы, должен выдать заявителю расписку. В ней будет указана точная дата принятия.

Образец расписки можно скачать тут.

По истечении 5 рабочих дней с указанной даты, налоговый инспектор должен выдать заявителю или доверенному лицу документы, подтверждающие, что изменения в устав ООО внесены и зарегистрированы.

Способ получения готовых документов необходимо указать на странице 3 листа Б уведомления по форме р13002.

Если документы будет получать лично заявитель, то необходимо указать цифру 1, если доверенное лицо – то цифру 2, если документы необходимо выслать по почте, то нужно поставить цифру 3.

Список получаемых документов

После регистрации изменений в уставе, заявитель получит следующие документы:

  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • 1 экземпляр устава ООО;
  • уведомление о внесении изменении в устав ООО.

Это уведомление необходимо хранить в учредительных документах ООО, как доказательства того, что документы подавались и филиал создан в законном порядке.

Заключительный этап

Когда все документы, свидетельствующие о том, что филиал создан и зарегистрирован должны образом, собраны, необходимо:

  • поставить его на налоговый учёт в ФНС;
  • и зарегистрировать во внебюджетных фондах.

Постановка на учёт в ФНС происходит «автоматически», после регистрации изменений в уставе ООО.

С 02. 03. 2010 года не нужно ставить филиал на налоговый учёт по месту его нахождения. Это делают сами налоговики на основании сведений о филиале, занесённых в ЕГРЮЛ.

Для регистрации филиала в ПФР необходимо подготовить и сдать следующие документы:

  • заявление о регистрации филиала в качестве плательщика страховых взносов;

    Оно подаётся в ПФР по месту нахождения филиала.

  • свидетельство о регистрации филиала в качестве налогоплательщика в ФНС по месту нахождения;
  • уведомление о том, что головное предприятие зарегистрировано в ПФР по месту своей регистрации;
  • нотариальную копию документов о создании филиала.

Когда документы будут сданы, ПФР выдаст филиалу свидетельство о том, что он зарегистрирован в качестве плательщика страховых взносов по месту нахождения.

Свидетельство будет выдано в 2-ух экземплярах. Один из них необходимо в течение 10 дней передать в ПФР по месту регистрации головного ООО.

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», филиал должен встать на учёт в ФСС. Сделать это нужно также в ПФР, а уже он передаст информацию в ФСС в электронном виде.

Встать на учёт в ФСС необходимо в течение 30 дней после регистрации в ФНС.

Для этого нужно подготовить и сдать следующие документы:

  • заявление о регистрации в качестве страхователя;
  • свидетельство о постановке на учёт в ФНС;
  • уведомление о постановке на учёт в ФНС по месту нахождения;
  • документы, которые подтверждают создание филиала;
  • извещение о том, что головное предприятия зарегистрировано в ФСС в качестве страхователя;
  • информационное письмо из Росстата, содержащие коды ОКВЭД;
  • документы, подтверждающие, что у филиала есть расчётный счёт, отдельный баланс, а также документы, подтверждающие, что филиал делает отчисления в пользу физических лиц.

Извещение контролирующих органов

О своём решении создать филиал, головное предприятие обязано предупредить регистрирующий орган, то есть ФНС.

  1. В таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, этим занимаются налоговые инспекции, которые созданы специально для этого.
  2. В более мелких муниципальных образованиях такие действия входят в полномочия территориальных ФНС.

Чтобы известить ФНС, необходимо подготовить пакет документов, в который входят:

  • подписанное налоговым инспектором уведомление о внесении изменений в устав общества;
  • решение общего собрания участников о внесении изменении в устав общества;
  • сами изменения;
  • решение о создании филиала;
  • положение о филиале.

Если филиал в другом городе

Если филиал находится в другом городе, то он должен встать на учёт в налоговом органе по месту нахождения.

Все филиалы, созданные после 02. 03. 2010 года не обязаны самостоятельно уведомлять налоговые органы по месту нахождения.

Это сделают налоговики по месту регистрации головного предприятия, на основании сведений, внесённых в ЕГРЮЛ. Делается это посредством электронного документооборота.

Если и филиал, и головное подразделение находятся в одном городе, то необходимо только известить налоговиков о создании.

Обособленное подразделение ООО на УСН

Головное предприятие имеет право выбрать для своего филиала любой из налоговых режимов, представленных в НК РФ. Самый «популярный» из них – это УСН. При УСН объём налоговой отчётности значительно меньше!

Применять его можно только при условиях, перечисленных в ст. 346. 13 НК РФ.

Но, в ст. 346. 12 НК РФ сказано, что если само головное предприятие применяет упрощённую систему налогообложения, то оно не имеет права создавать филиал.