Регистрация ООО в налоговой инспекции

Общество с ограниченной ответственностью – самая распространенная форма ведения бизнеса в нашей стране.

Небольшие вложения в уставной фонд, ограниченная ответственность участников, несложная регистрация при создании – все эти факторы влияют на то, что решив начать свое дело, предприниматели останавливают выбор на организационно — правовой форме общества с ограниченной ответственностью.

Понятия

Любое ООО представляет собой хозяйственное общество, в котором уставной капитал поделен на части (доли), принадлежащие своим участникам (учредителям).

  1. Учредители не несут ответственность по обязательствам своего ООО.
  2. За убытки отвечают только в размере внесенной доли.

Названное определение следует из анализа положений Гражданского кодекса (гл. 4), и Закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (1998).

Зарегистрировать общество несложно. Вообще, регистрация организаций в нашей стране является, согласно ГК РФ, уведомительной— то есть участники юрлица должны сдать подготовленные документы в специально уполномоченный орган (ФНС России).

Именно регистрация ООО в ФНС по месту нахождения завершает процедуру его создания, после которой можно осуществлять свою деятельность на вполне законных основаниях.

Чем регулируется

Регистрация в налоговой службе заключается в проверке подготовленной документации для создания ООО требованиям законодательства, и включении записи об обществе в ЕГРЮЛ – общероссийский реестр, содержащий в себе сведения обо всех организациях/фирмах, как действующих, так и нет.

Выписка из ЕГРЮЛ и свидетельство о внесении записи в него завершают процедуру (если не отказано в регистрации по тем или иным основаниям). Пример свидетельства можете посмотреть тут.

Законодательное регулирование регистрации ООО осуществляется несколькими законами:

  1. Гражданским кодексом (устанавливает общие нормы о регистрации);
  2. Федеральным законом «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (№ 129-ФЗ от 08.08.2001), конкретизирующим вопросы, связанные с созданием, подготовкой документов и порядком регистрации всех существующих в РФ форм юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  3. Налоговым кодексом (госпошлина).

Порядок оформления документов на саму регистрацию, правила их подачи, другие процедурные моменты установлены следующими нормативными документами ИФНС:

  1. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г., утвердившем Положение о налоговой службе;
  2. Приказом ФНС №ММВ-7-6/843@ от 13.11.2012г., о документах, подтверждающих запись в ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  3. Административным регламентом ФНС от 2002 г.

Также следует руководствоваться разъяснениями, которые ФНС России публикует специально в форме писем.

Видео: шаг за шагом

Кто может быть заявителем

По закону «Об ООО» заявителем (лицом, подающим заявление вместе с необходимым комплектом документов) в ИФНС может быть:

  • лицо, имеющее право действовать от лица общества без доверенности (обычно это директор/другой руководитель);
  • один из учредителей;
  • учредитель, одновременно являющийся директором/руководителем ООО.

Важно: С января 2016 года подать комплект документации на регистрацию по просьбе заявителя может и нотариус (такие изменения в Основы законодательства о нотариате (ст. 86.3), внесены в 2015 году.

Он же получает комплект документов через интернет, в электронной форме, подписанной цифровыми подписями (такие документы приравниваются к традиционным бумажным).

В какой налоговой регистрировать?

Регистрацию ООО осуществляет та налоговая инспекция, которая территориально расположена в районе (городе/населенном пункте) по адресу нахождения руководителя общества.

Поскольку такой исполнительный орган находится как правило в месте ведения деятельности фирмы, регистрация осуществляется по адресу нахождения ее офиса или производственных площадей (юридический адрес).

Такой адрес (местонахождение) может быть:

  1. как арендованным;
  2. так и принадлежать обществу (или его учредителю) как его собственность.

Также местом регистрации ООО могут быть:

  • домашний адрес директора;
  • домашний адрес одного (или единственного) учредителя.
  1. При использовании частного адреса как официального адреса ООО согласие всех собственников жилья удостоверяется нотариальным согласием.

    Пример тут.

  2. А при аренде офиса – гарантийным письмом арендодателя.

    Образец здесь.

Таким образом, регистрирующая ИФНС в каждом случае определяется по территориальному признаку (адресу).

Порядок

Регистрация ООО состоит из последовательно выполняемых действий (этапов):

  • подготовки необходимых документов;
  • подача их в уполномоченный орган;
  • принятие решения о регистрации (оно может быть в ряде случаев и отрицательным);
  • получение документов после регистрации/отказа.

Сбор документов

Комплект документов для подачи в ИФНС не слишком велик и состоит из:

  • устава ООО (включая копию для ИФНС);
  • заявления установленной формы (Р11001);

    Образец формы скачайте здесь.

  • учредительного протокола или решения о создании;
  • гарантийного письма на будущую аренду офиса/согласия собственников на использование адреса;
  • документа об оплате пошлины.

Подача

Подать документы может:

  • как заявитель лично;
  • так и лицо по доверенности (нотариальной), выданной им;

    Пример доверенности смотрите тут.

  • или нотариус через специальную программу.

При этом важно знать, что документы для регистрации можно сдать несколькими способами:

  • при личной явке в ИФНС;
  • через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг (если он имеется в месте регистрации общества);
  • через специальный сервис ФНС России в интерактивном режиме (действует с 2016 года, введено приказом налоговой службы от 28.12.2015 № ММВ-7-6/606@), позволяющий провести предварительную проверку правильности подаваемых документов, а впоследствии узнать статус заявки на регистрацию;
  • через сайт ФНС в электронном виде (при этом необходимо подписание электронной цифровой подписью);
  • по почте.

При принятии документов уполномоченное лицо выдает расписку в их получении, с датой приема и сроком, когда заявитель получит результат.

Такая расписка выдается:

  • как в ИФНС;
  • так и при подаче через МФЦ.

При подаче почтовым сообщением, расписку налоговики высылают на следующий день после приема документов.

Сроки и стоимость

Многих интересует вопрос, сколько дней займет регистрация. Согласно закону «О госрегистрацииюрлиц и ИП» (ФЗ-129) срок регистрации нового хозяйствующего субъекта не должен занимать по времени больше трех рабочих дней после приема документов (не считая дня подачи).

Результат буден получен несколько позже при подаче через почту или МФЦ (прибавляется срок пересылки/доставки документов в налоговую инспекцию).

Стоимость регистрации (госпошлины) составляет 4000 рублей (согласно ст. 333.18 Налогового кодекса).

Однако, следует помнить, что после отказа в регистрации госпошлина не возвращается, и при повторной подаче ее необходимо будет оплатить снова.

Образец заявления

Заявление на регистрацию ООО подается по установленной форме Р11001. Именно с ошибками и погрешностями в оформлении этого документа связано большинство отказов со стороны ФНС в регистрации.

Пример формы смотрите тут.

Правила его заполнения установлены в Приложении к Приказу ФНС N ММВ-7-6/25@:

  • заполняется от руки заглавными буквами или компьютерным способом;
  • незаполненные листы не включаются в состав заявления;
  • номер страниц указывается в трехзначном виде (001, 024 и т.д.);
  • заверяется у нотариуса.

Основная причина отказов в регистрации — неправильное оформление заявления и других документов (в том числе ошибки, помарки и неточности).

Во избежание отказов в регистрации из-за неправильного заполнения Р11001 можно оформить его у специалистов фирм-регистраторов, или в нотариальной конторе за отдельную плату.

 Что получают из налоговой

В случае положительного решения о регистрации ИФНС выдает заявителю:

  • свидетельство о внесении записи о создании ООО в ЕГРЮЛ (с регистрационным номером ОГРН);

    Пример свидетельства смотрите тут.

  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • устав, заверенный в ИФНС (с номером ОГРН).

При отказе в регистрации заявителю выдадут по его просьбе документ об отказе с пояснением причин (мотивированный отказ), и сданные ранее документы.

Если ФНС отказывает в регистрации

В случае отказа в регистрационных действиях у заявителя/учредителей имеется возможность подать документы на повторную регистрацию после устранения недоработок в документах ООО и оплате установленной НК РФ пошлины.

Причинами отказа (согласно ст.23 ФЗ-129) являются неправильное оформление документов, недостоверные сведения. Решение об отказе в регистрации можно обжаловать в судебном порядке.

Вопросы

Получив на руки документы о зарегистрированном обществе, у многих возникают закономерные вопросы относительно дальнейших действий организации и ее руководства.

Что Вас ждет после

Формально после внесения записи о создании ООО в ЕГРЮЛ можно осуществлять деятельность согласно уставу ООО.

Но фактически для этого необходимо выполнить еще ряд действий:

  • встать на учет в Пенсионном фонде;
  • фонде социального страхования;
  • получить коды статистики;
  • заказать печать (если она признана необходимой для деятельности ООО).

Кроме того, следует подать в налоговую заявление о системе налогообложения (выбор налоговой базы).

Сделать это можно:

  • как при подаче документов на регистрацию;
  • так и в течение месяца после.

Как проверить

Узнать, прошла ли регистрация, можно несколькими способами:

  • проверка регистрации ООО на сайте налоговой (через название, в разделе о сведениях об юридических лицах, ИП);
  • через сервис ФНС, предоставляющий сведения в интерактивном режиме (там же можно узнать о готовности документов к выдаче);
  • при личной явке в ИФНС (по входящему номеру, по расписке).

Можно ли онлайн

Проверить состояние ООО (зарегистрировано ли, действует, кто учредители и руководитель) можно на сайте egrul-nalog.ru.

Такие сведение открыты для всех, предоставляются бесплатно.

Доверенность в налоговую

Доверенность нет необходимости оформлять, если в налоговую обращается руководитель (имеет право представлять ООО без доверенности).

В остальных случаях доверенность необходима, причем если действия связаны с регистрацией, такая доверенность должна быть удостоверена нотариусом.

Регистрация – завершающий этап создания ООО, и чтобы не затягивать его, получив отказ, необходимо внимательно отнестись к подготовке необходимых документов и выбрать наиболее удобный способ подачи.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас:

+7 (499) 703-43-52 Москва и область

+7 (812) 309-57-61 Санкт-Петербург и область

8 (800) 333-45-16 доб. 530 Регионы

Правосудие Онлайн © 2017 ·   Войти   · Все права защищены Наверх