Нередко в процессе деятельности предприниматель приходит к выводу, что компания, которой он владеет, не способствует достижению преследуемых целей. Чтобы исправить положение, могут потребоваться кардинальные перемены. Их можно выполнить с помощью реорганизации.

Процедура позволяет выбрать новую организационно-правовую форму или даже объединить несколько компаний в одну.

Следует помнить, что процедура не бесплатная. Стоимость реорганизации может различаться в зависимости от ряда нюансов. Чтобы учесть их все, требуется внимательно изучить перечень информации.

Что это такое

Реорганизация – прекращение функционирования фирмы, сопровождающееся переходом ее прав и обязанностей к другому лицу.

Осуществление процедуры приводит к тому, что на месте старой фирмы образуются одно или несколько новых предприятий. Способ позволяет предпринимателю исправить ошибки, допущенные в процессе осуществления хозяйственной деятельности или достигнуть новых целей.

С помощью реорганизации можно изменить организационно-правовую форму учреждения. Нередки случаи, когда в процессе деятельности фирма может претерпеть существенные изменения.

Коррективы могут затронуть:

  • систему управления;
  • объемы производства;
  • специфику осуществления деятельности.

Привести организационно-правовую форму компании в соответствии с потребностями предприятия можно только с помощью реорганизации.

Процедуру часто осуществляют вместо ликвидации.

Она позволяет сохранить активы фирмы.

Выделяют несколько видов реорганизации, которые различаются по структуре и количеству прав, которые переходят от одной компании к другой.

Различают:

  1. Реорганизацию в форме слияния.

    Во время процесса несколько фирм объединяются в одну. Права каждой компании при этом переходят к вновь созданной организации.

  2. Реорганизацию в форме присоединения.

    В состав функционирующей фирмы входит новая компания. Права и обязанности переходят к принимающему субъекту.

  3. Выделение.

    Из состава компании выходят одну или несколько новых фирм.

  4. Разделение.

    Учреждение прекращает существование. На его месте появляются две новых компании.

  5. Преобразование.

    Меняется организационно-правовая форма. Весь перечень обязанностей при этом сохраняется.

Процедура считается завершенной, когда факт реорганизации официально зарегистрирован. Для этого в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись.

Чем регулируется

Чтобы совершить действие правильно, требуется заранее изучить:

Процедура, выполненная с нарушениями положений действующего законодательства, будет считаться недействительной.

Видео: сущность процесса

Процедура реорганизации

Сегодня существует четкая схема, в соответствии с которой выполняется реорганизация. Отступать от метода запрещается.

Несоблюдение одного или нескольких пунктов процедуры приведет к тому, что государственный регистратор откажется вносить запись в ЕГРЮЛ, которая подтверждает завершение действия.

Решение

Процедура начинается с принятия решения. Как только владелец компании удостоверился в том, что хочет осуществить операцию, и выбрал подходящую форму, он должен зафиксировать решение документально.

Действие выполняется на общем собрании участников. Пример представлен тут.

Начать мероприятие могут:

  • генеральный директор фирмы;
  • совет директоров;
  • участник, имеющий 10% от общего числа голосов.

Чтобы операция была проведена, все участники должны единогласно проголосовать за ее осуществление. Если у компании имеется всего один владелец, созывать собрание не требуется. Хозяин учреждения письменно фиксирует свое решение и прикладывает бумагу к общему пакету документов.

Заявление

Когда решение принято, необходимо подготовить заявление-уведомление для обращения в регистрирующий орган. Для этого требуется заполнить соответствующий бланк (форма Р12003).

Документ можно получить, обратившись в налоговую службу или скачав в интернете или скачать тут. Чтобы заполнить заявление, специфические знания не требуются.

В бумаге необходимо указать следующую информацию:

  • название регистрирующего органа;
  • данные реорганизуемой компании;
  • количество юридических лиц, принимающих участие в процессе;
  • сведения о заявителе;
  • данные, которые вносит сотрудник государственного органа, принимающий бумагу.

Точные сведения, которые необходимо указать, можно узнать из бланка документа. Следует помнить, что в бумаге не должно присутствовать ошибок.

Если они будут обнаружены, регистратор откажется сносить запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации.

Уведомление

Деятельность любой компании напрямую связана с взаимодействием, с другими учреждениями. Реорганизация может напрямую затрагивать сферу интересов организаций, с которыми сотрудничает предприятие. Согласно действующему законодательству, компания обязана уведомить налоговую службу и кредиторов.

Передать сведения в государственный орган необходимо в течение 3 дней после принятия решения.

Для выполнения действия составляется заявление-уведомление, в котором фиксируются все нюансы предстоящей процедуры. На основании бумаги государственный регистратор вносит запись в ЕГРЮЛ.

Образец представлен тут.

После уведомления ФНС необходимо в течение 5 дней направить уведомления кредиторам. Сведения необходимо предоставить в письменном виде.

Компания, которая будет создана в результате реорганизации, берет на себя все обязательства, которые имелись у фирмы, прекращающей существование. Однако кредиторы имеют право потребовать выполнения обязательств досрочно.

Кроме личного уведомления кредиторов и налоговой службы, владелец реорганизуемой компании должен предоставить сведения в СМИ.

Для публикаций подобного рода существует специальное издание – «Вестник государственной регистрации».

В заметке о предстоящем действии должна присутствовать следующая информация:

  • форма мероприятия;
  • количество участников;
  • данные об организации, выступающей в качестве правопреемника;
  • порядок востребования прав кредиторами.

Информацию в «Вестнике» необходимо опубликовать 2 раза. Между заметками должен пройти 1 месяц. Данные необходимо передать на публикацию сразу после того, как в ЕГРЮЛ будет внесена запись о начале процедуры реорганизации.

Оформление

Когда все действия выполнены, можно приступать к дальнейшему оформлению.

Перед отправкой заявления в налоговую инспекцию необходимо собрать следующий пакет документов:

  • учредительные документы;
  • чек, подтверждающий внесение госпошлины;
  • заявление, составленное по форме 12001;
  • Пример представлен тут.

  • разделительный баланс или передаточный акт в зависимости от формы реорганизации.
  • Образец разделительного баланса смотрите здесь.

Перечень документации может изменяться в зависимости от нюансов операции. Перед обращением в регистрирующий орган, необходимо проверить бумаги на правильность заполнения. Сотрудник налоговой службы примет только ту документацию, которая соответствует установленным нормам.

Заключительная фаза

Завершающим этапом выступает получение свидетельства, подтверждающего официальную регистрацию новой компании.

Бумага выдается на 6 день после того, как сотрудник налоговой службы принял пакет бумаг для внесения данных в ЕГРЮЛ.

На выходе предприниматель получит:

  • свидетельство о регистрации;
  • выписку из Реестра;
  • устав компании с пометкой налоговой службы.

Общая длительность процедуры составлять около 2 месяцев. После внесения ведомостей в ЕГРЮЛ считается, что реорганизация завершена. Новое учреждение может на законных основаниях начать осуществлять хозяйственную деятельность.

Стоимость юридического сопровождения реорганизации

Реорганизация – не бесплатная процедура. Чтобы совершить действие, владельцу компании придется потратить определенное количество денежных средств, в частности, если процедуру будет проводить организация посредник.

Если выполняется реорганизация юридического лица, цена услуги может существенно различаться. Чтобы заранее понять размер трат, требуется изучить перечень информации.

От чего зависит

Реорганизация – сложная процедура. На ее проведение оказывают влияние ряд факторов, каждый из которых может отразиться на ее цене.

Так, если предприниматель решит сэкономить, он может осуществить мероприятие самостоятельно. В этом случае ему придется внести только госпошлину.

Однако самостоятельное проведение процедуры чревато ошибками. Сформировать пакет документации и привести его в соответствии с действующим законодательством не всегда просто. Новичок может допустить ошибки. Они способны стать причиной отказа в проведении реорганизации и, как следствие, потери денежных средств.

Если владелец бизнеса не уверен в собственных силах, он должен обратиться в специализированные компании.

Учреждения возьмут на себя все вопросы по сбору пакета документов и подачи бумаг в налоговую службу. Однако использование услуги, которую предлагают фирмы, существенно повысит стоимость процедуры.

Влияют ли формы реорганизации

Перед тем как разбираться, оказывает ли влияние на стоимость процедуры форма реорганизации, владелец бизнеса должен определиться, как он будет осуществлять мероприятие.

  1. Если предприниматель планирует осуществить действие лично, ему предстоит внести только госпошлину.

    Ее размер одинаков для всех видов реорганизации.

  2. Если предприниматель планирует воспользоваться услугами специализированной фирмы, размер платы за услугу в зависимости от формы может существенно различаться.

Если выполняется:

  • слияние, присоединение, выделение, или разделение – потребуется уплатить минимум 20 000 руб.;
  • преобразование – нужно заплатить не менее 15 000 руб.

Итоговая стоимость зависит от сложности осуществления мероприятия и перечня дополнительных услуг, которыми решит воспользоваться предприниматель.

Если происходит приостановление процедуры

До того момента, как в ЕГРЮЛ будет внесена запись о завершении реорганизации, предприниматель может остановить мероприятие. Провести процедуру разрешается на любой стадии.

Для этого требуется обратиться в налоговую инспекцию.

Там же можно узнать о количестве денежных средств, которые придется внести за совершение действия.

Обязательные платежи государству

Чтобы совершить реорганизацию, потребуется внести госпошлину.

Пока владелец компании не внесет денежные средства в пользу государства, сотрудник налоговой службы не будет вносить коррективы в ЕГРЮЛ. Чек, подтверждающий уплату госпошлины, является частью документации, которая требуется для завершения реорганизации.

Сумма, которую нужно внести – фиксированная. Форма мероприятия на количество денежных средств влияние не оказывает. Сегодня размер госпошлины зафиксирован на уровне 4 000 руб.