Закон разрешает любому гражданину заниматься деятельностью, которая позволит получать регулярный доход. Кто-то предпочтет работу по найму, ну а кто-то начнет действовать в собственном интересе и на свой риск, используя имущество, продавая товары или оказывая услуги.

Именно такое определение дает предпринимательству Гражданский кодекс (ст. 2)

Для того, чтобы подобные действия были законными, необходима регистрация физического лица в качестве в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Что это такое

Под регистрацией понимается официальное признание государством нового статуса гражданина.

Уполномоченный орган власти, которым в случае регистрации ИП является Федеральная налоговая служба, вносит в государственный реестр сведения о том, что данное лицо в дальнейшем осуществляет предпринимательскую деятельность на законных основаниях.

В зависимости от того как называется реестр: ЕГРИП или ЕГРЮЛ, в нем находит отражение информация об индивидуальных предпринимателях или же о юридических лицах.

Об этом государственном акте самому предпринимателю выдают на руки определенный документ. Он служит подтверждением законности осуществляемых предпринимателем действий.

Однако для некоторых из них, кроме свидетельства могут потребоваться и дополнительные разрешения, например, лицензия.

Чем регулируется

Разрешение гражданам заниматься предпринимательством при условии регистрации в соответствующем статусе содержится в ст. 23 ГК.

В ней же упоминается и о том, что к ИП применимы те же положения гражданского законодательства, что и к юридическим лицам.

Подробная регламентация процесса регистрации содержится в специальном законе № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. Он так и называется: «О государственной регистрации юрлиц и ИП».

Подзаконными актами утверждены Регламенты предоставления государственной услуги по регистрации. Размер пошлины за внесение записей в ЕГРИП отражены в Налоговом кодексе.

Получение свидетельства

Для регистрации в качестве ИП и получения соответствующего свидетельства потребуется выполнить несколько последовательных действий:

  • подготовить необходимые документы и их копии;
  • выбрать систему уплаты налогов;
  • оплатить госпошлину;
  • передать весь пакет сведений, включаю квитанцию в регистрирующий орган.

где выдаётся

Органом, который производит регистрационные действия в отношении юрлиц и ИП, является Федеральная налоговая служба. Документы подаются в территориальное отделение по месту постоянной регистрации гражданина, решившего стать предпринимателем.

Там же по истечении определенного срока можно будет получить и свидетельство.

Существует несколько возможностей передать документы:

  • при личном визите — для подтверждения личности потребуется паспорт, копия которого останется в ФНС;
  • через представителя, но в этом случае у него должна быть в наличие доверенность, удостоверенная нотариусом;
  • по почте — документы могут быть отправлены заказным или ценным письмом с описью вложения;

    Свидетельство будет также направлено почтой на указанный обратный адрес.

  • через центр обслуживания населения (МФЦ) — для заявителя потребуется подтверждение личности, а для представителя — доверенность на совершение данного действия;

    Специалисты службы единого окна подскажут что дальше делать и когда можно будет получить готовое свидетельство.

  • через портал государственных услуг или сайт самой ФНС — для того, чтобы воспользоваться этой возможностью и подать документы дистанционно, необходимо пройти процедуру регистрации в системе Госуслуг.

    За свидетельством же все равно придется нанести визит в ближайшее отделение ФНС.

Видео: регистрация ИП

требуемый пакет документов

Для того, чтобы получить подтверждение законности своего статуса предпринимателя, потребуется собрать следующие документы:

  • заявление — оно представляет собой готовую форму — Р21001  (бланк легко скачать с сайта налоговой инспекции);

    Все данные вносятся в соответствующие поля прописными печатными буквами или цифрами черной ручкой. Помимо ФИО предпринимателя в заявление вносится его ИНН, состоящий из 12 цифр.

  • паспорт — он предъявляется в оригинале для подтверждения личности, а также в виде ксерокопии страниц с фотографией и отметкой о постоянной регистрации (по месту жительства);
  • квитанция — документ, подтверждающий оплату, предъявляется в оригинале;
  • необязательным документом является уведомление о том, что предприниматель выбрал УСН.

    При желании платить налоги по ОСН такого уведомления не требуется.

стоимость услуг

Регистрация индивидуальных предпринимателей — это государственная услуга. Ее стоимость закреплена в ст. 333.33 Налогового Кодекса.

Оплатить 800 рублей госпошлины можно в любом отдалении банка, через платежный терминал или интернет-банк.

Для тех предпринимателей, кто решит воспользоваться услугами представителя или юридической фирмы к расходам на оплату пошлины добавиться стоимость посреднических услуг или нотариального удостоверения доверенности.

указанные реквизиты и где посмотреть номер

Главным элементом официального документа являются реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Главным из них считается номер записи в ЕГРИП.

Именно этот номер (ОГРНИП) будет в дальнейшем использоваться при составлении различных договоров, отчетов и прочих документов для идентификации предпринимателя.

Контрагентам предпринимателя этот реквизит не нужен. Его используют государственные органы, и прежде всего та же ФНС, для учета ИП и контроля их деятельности.

По ОГРНИП налоговики получают доступ к данным реестра о каждом из предпринимателей, а также могут отследить недействительные свидетельства для пресечения незаконной деятельности.

У самого предпринимателя вопроса где посмотреть номер свидетельства о регистрации ИП по понятным причинам не возникает. А любое заинтересованное в том как узнать номер лицо может получить эту информацию, заказав выписку из ЕГРИП.

Она может быть бумажной, но за ней придется обратиться лично в отделение ФНС. Или в виде электронного документа, заказать который можно на сайте ФНС в режиме онлайн.

образец свидетельства о государственной регистрации ИП

Чтобы узнать, как выглядит бланк свидетельства, достаточно зайти на официальный сайт ФНС или найти его образец на информационных стендах любого территориального отделения этой службы.

Документ имеет несколько степеней защиты от подделок.

В свидетельстве обязательно отражаются следующие сведения:

  • анкетные данные лица, зарегистрированного в качестве ИП;
  • название органа, внесшего регистрационную запись в реестр;
  • номер записи в ЕГРИП;
  • дата госрегистрации.

копия

Иногда для составления различных документов или получения государственных услуг требуется копия свидетельства о госрегистрации ИП. Как правило для этого используется копировальный аппарат.

Для отправки документа в электронном виде его необходимо сканировать и сохранить в виде графического файла.

Иногда такие копии требуют нотариального удостоверения. Но чаще всего достаточно печати самого ИП.

Черно-белые бумажные копии вызывают больше доверия, нежели цветные.

В случае же возникновения сомнений есть простой способ как проверить подлинность документа — выписка из ЕГРИП.

Замена

Закон предусматривает ряд случаев, когда свидетельство подлежит замене. Чаще всего это происходит при смене таких паспортных данных, как имя, отчество или фамилия предпринимателя, его пол, место или дата рождения.

Для замены документа требуется письменное заявление и паспорт со всеми внесенными в него изменениями.

Второй случай, когда закон допускает замену свидетельства — это его повреждение. Но для того, чтобы служащие налоговой инспекции согласились принять заявление, причина должна быть уважительной.

Порча документа должна быть вызвана событиями, не зависящими от действий самого предпринимателя (пожар, затопление квартиры соседями и т. д.).

А вот смена места жительства не влечет за собой необходимости замены свидетельства о регистрации ИП. Осуществлять свою деятельность предприниматель может в любом населенном пункте Российской Федерации.

Необходимо только будет встать на новом месте на налоговый учет.

Возврат

Свидетельство считается действительным до того момента, как ИП будет ликвидирован (ряд юристов считает более правильным термином «закрыт»).

Вернуть его в любой момент по желанию самого предпринимателя нельзя.

что может служить поводом

Поводы вернуть свидетельство о регистрации обратно в ФНС могут быть следующие:

  • смерть предпринимателя;
  • судебное решение о принудительном прекращении деятельности ИП;
  • окончание срока действия патента иностранца;
  • заявление самого ИП.

процедура возврата

Возврат свидетельства является частью процедуры ликвидации (закрытия) ИП.

Иногда такое действие обязательно в силу закона, например при принудительном закрытии.

В том случае, когда предприниматель не исполняет это предписание, принимается решение о признании свидетельства находящегося у него на руках недействительным. С этого момента предпринимательская деятельность такого лица становится незаконной.

Восстановление

Как и любая официальная бумага, свидетельство о регистрации ИП может быть утеряно в силу самых разных причин. А поскольку это основной документ предпринимателя, то придется пройти такую процедуру, как выдача взамен утраченного свидетельства его дубликата.

Обращаться за ним необходимо в ФНС по месту жительства.

Выданный документ будет отличаться от предыдущего только номером и серией бланка. ОГРНИП и другие данные останутся без изменений. То есть проходить всю процедуру регистрации повторно не нужно.

Главное отличие состоит в том, что подать заявление и получить дубликат может только сам предприниматель лично.

заявление

В отличие от заявления на регистрацию, запрос на восстановление документа в связи с его утерей составляется в произвольной форме и на обычном листе бумаги, а не на бланке определенной формы.

Но обратиться с ним может только сам предприниматель лично. В заявлении необходимо указать не только данные ИП, но и причины утраты первоначального документа.

Желательно подтвердить эти сведения документами, свидетельствующими о том, что в утере нет умысла самого предпринимателя. Это может быть акт о затоплении квартиры, справка из пожарной инспекции об имевшем место возгорании или из полиции обо обращении к ним в связи с кражей.

Отсутствие подтверждающих документов в ряде случаев может усложнить процесс получения дубликатов.

срок и стоимость

Восстановить свидетельство можно в обычном и срочном порядке.

Их отличают сроки и цена услуги:

  • Получение дубликата в обычный срок займет до пяти дней и будет стоить 200 рублей;
  • Срочность предусматривает оформление второго экземпляра на следующий день, но обойдется ровно вдвое дороже — 400 рублей.