Реорганизация сопровождается оформлением множества бумаг и документов. Это необходимо для того, чтобы законно решить вопрос с сотрудниками, а также передать права и обязательства. Какая отчётность составляется бухгалтерской службой при реорганизации?
Определение
- Реорганизация – это прекращение одной формы собственности бизнеса и создание новой, влекущее за собой возникновение отношений правопреемства.
- Отчётность – это совокупность показателей учёта, которые отражаются в форме таблиц.
Эти показатели характеризуют движение имущества предприятия, наличие или отсутствие у него обязательств, а также отражают финансовое положение компании за текущий год.
Нормативное регулирование
- Реорганизация – это процесс, который происходит на основании норм гражданского законодательства. Поэтому стоит учитывать нормы ст. 57 – ст. 65 ГК РФ.
- Государственная регистрация прекращения деятельности, и государственная регистрация нового юридического лица, происходит на основании Федерального Закона от 08. 08. 2008 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП». Стоит опираться на нормы ст. 13. 1 – ст. 16 Закона № 129-ФЗ.
- Правопреемство происходит на основании нескольких положений налогового законодательства, а именно НК РФ.
- Бухгалтерский учёт обязан вестись на любом предприятии постоянно – от государственной регистрации до прекращения деятельности и внесения соответствующих записей в реестр. Это правило закреплено в Федеральном законе от 06. 12. 2001 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
- Заключительная отчетность составляется в соответствии с ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.07. 1999 года № 43н.
Такое разъяснение содержит Письмо УФНС России по г. Москве от 10. 02. 2012 года № 16-15/011630@.
Однако Приказ № 67н утратил силу, начиная с бухотчетности за 2011 год. Теперь нужно применять Приказ Минфина России от 02. 07. 2010 года № 66н.
Видео: основы
На основании чего составляется
Когда компания реорганизуется, она передаёт часть (или полностью) прав и обязательств вновь созданному предприятию. Передача происходит на основании передаточного акта, который составляется на основании разделительного баланса.
Данные для разделительного баланса берутся из инвентаризационных актов и актов оценки стоимости имущества, которые являются обязательной документацией при реорганизации юридического лица.
Оценка стоимости имущества производится по признакам:
- по остаточной стоимости;
- по текущей рыночной стоимости;
- другим способом.
Это решают учредители на общем собрании, когда принимают решение о реорганизации.
Кредиторская и дебиторская задолженность отражаются именно так, как они показывались в последних бухгалтерских документах. Но необходимо учесть убытки по возмещению кредиторской задолженности, и прибыли при изыскании дебиторской.
Заключительная бухгалтерская отчётность составляется за день до внесения сведений о возникших организациях (при реорганизации в форме слияния, разделения и преобразования) или о прекративших свою деятельность (при реорганизации в форме присоединения) в реестр.
При этом проводится закрытие всех финансовых счетов бухгалтерского баланса, а чистая прибыль направляется на цели, которые определены договором между учредителями.
Составление заключительной отчетности при реорганизации
Существует несколько форм реорганизации юридических лиц, которая классифицируется по следующим направлениям:
- слияние – это объединение нескольких действующих предприятий в одно;
При этом те юридические лица, которые объединяются, прекращают существовать, а образует новое предприятие.
- присоединение – одно предприятие вливается в другое, и при этом перестаёт существовать;
- разделение – на базе одного юридического лица, которое перестаёт существовать, образовываются новые фирмы;
- выделение – образование нового юрлица;
При этом старое предприятие продолжает существовать и вести хозяйственную деятельность.
- преобразование – одно предприятие прекращает свою деятельность, а на его базе возникает, как правило, одно предприятие, реже – несколько, с другой формой собственности.
От формы реорганизации зависит и состав заключительной финансовой отчётности.
Слияния
За день, до внесения сведений о вновь созданной организации в Реестр, необходимо сдать всю бухгалтерскую отчётность с закрытием счетов по прибыли и убыткам. Делает это та организация, которая проходит процедуру реорганизации.
Все расходы на реорганизацию отражаются в отчётности юрлица, прекращающего свою деятельность.
А начальная отчётность вновь образованного лица формируется на основании передаточного акта и построчного суммирования или вычитания (если есть непокрытые убытки прошлых лет) числовых показателей, которые берутся из заключительной бухгалтерской отчётности.
Присоединения
Составить заключительную бухгалтерскую отчётность необходимо за день до внесения сведений в Реестр о прекращении деятельности присоединяющейся организацией. Именно это предприятие и составляет всю заключительную отчётность.
Счета прибыли и убытков закрываются, а вся чистая прибыли присоединяющей организации распределяется на основании договора между учредителями.
На том предприятии, к которому присоединяется одно или несколько других предприятий, изменяется объём имущества и обязательств, а текущий финансовый год не прерывается. Поэтому это предприятие не составляет заключительной отчётности.
А сдача отчетности при реорганизации в форме присоединения «старого» предприятия происходит в законные сроки.
Разделения
При такой форме реорганизации, все права и обязательства переходят на основании разделительного баланса. Решение о разделении числовых показателей между преемниками этого предприятия, принимают учредители «старого» предприятия.
Никаких записей в бухгалтерском учёте не производится. Показатели отчёта о прибыли и убытках не разделяются.
За день, до внесения сведений о прекращении деятельности одного юрлица путём разделения в реестр, этой организацией выполняются учётные записи по закрытию последнего отчётного года по счетам учёта продаж, учёта прочих доходов и расходов в разрезе составляющих финансовый результат показателей.
Выделения
К каждому предприятию, которое выделяется из юрлица, переходят его права и обязательства, согласно разделительному балансу.
Данное предприятие не формируется заключительную отчётность и не закрывает счета по прибыли и убыткам, если выполняются следующие условия:
- если меняется только объём имущества и обязательств, согласно решению участников, акционеров или учредителей;
- если не прерывается текущий финансовый отчётный год.
Для составления разделительного баланса, происходит разделение числовых показателей бухгалтерской отчётности реорганизуемого предприятия. При этом числовые показатели отчёта финансового отчёта разделению не подлежат.
О стоимости реорганизации, написано здесь.
Преобразования
Бухгалтерская отчетность при реорганизации в форме преобразования составляется тем предприятием, которое преобразуется, то есть меняет организационно-правовую форму. К вновь возникшему юрлицу переходят все права и обязанности «старого» предприятия на основании передаточного акта.
Заключительная бухгалтерская отчётность составляется на день, который предшествует внесению записи в Реестр о вновь созданном предприятии. В этот же день происходит закрытие финансовых счетов, а чистая прибыль распределяется согласно решению учредителей.
Начальная отчётность нового предприятия составляется путём переноса показателей из заключительной отчётности преобразованного предприятия.
Электронно
Заключительная бухгалтерская и налоговая отчётность может быть подана как в бумажном, так и в электронном виде. Всё зависит от того, как предприятие отчитывается.
Однако отчётность по НДС подаётся только в электронном виде. Не стоит это забывать!
Поэтому стоит ориентироваться не только на способы, которыми пользуется фирма, но и на нормы закона.
Правила заполнения деклараций
В зависимости от применяемой системы налогообложения, заключительная бухгалтерская отчётность должна включать в себя декларации по тем или иным налогам. Есть свои нюансы заполнения деклараций по тому или иному налогу.
По НДС
В п. 5 ст. 174 НК РФ указаны сроки предоставления декларации по НДС в электронном виде.
В зависимости от даты реорганизации, налоговая декларация по НДС заполняется на последний день существования предприятия, и сдаётся в указанные сроки.
Если текущий финансовый год не прерывается, то и проблем с заполнением и сдаче отчётности по этому налогу не возникает.
По налогу на прибыль
В п. 3 ст. 55 НК РФ сказано, что отчитывается по налогу на прибыль та организация, которая принимает на себя права и обязательства реорганизуемого предприятия.
Декларации предоставляются по месту регистрации предприятия – правопреемника, если реорганизованное предприятие не предоставило их раньше, до внесения записей в Реестр.
По налогу на имущество
Декларацию по налогу на имущество предоставляет реорганизация правопреемник в ФНС по месту своей регистрации. Это делается в том случае, если реорганизованное предприятие не сдало отчётность до внесения записи в Реестр.
Детально о проблемах реорганизации, читайте здесь.
О том, как провести реорганизацию школы, смотрите тут.
Куда подается
Необходимо не только правильно подготовить отчётность, но и сдать её в соответствующие органы.
В ИФНС
В зависимости от формы реорганизации, заключительная отчётность сдаётся:
- либо по месту регистрации реорганизуемого предприятия;
- либо по месту регистрации правопреемника.
Она состоит из отчётности в налоговую службу и по внебюджетные фонды.
Во внебюджетные фонды
Не стоит забывать и про внебюджетные фонды – в ПФР, ФСС и ФОМС. Если на реорганизуемом предприятии есть нанятый персонал, то необходимо сдать отчёты за начисленные и уплаченные взносы.
Срок
Дату окончательной реорганизации определяют учредители при принятии решения.
На эту дату необходимо подготовить всю заключительную бухгалтерскую и налоговую отчётность, а также отчётность во внебюджетные фонды.
Во внебюджетные фонды необходимо сдать отчётность не позднее 1 месяца со дня утверждения передаточного акта, но не позднее, чем в ФНС. Эти сроки нужно соблюдать! В противном случае, правопреемника ожидает штраф.