Регистрация ООО согласно отечественному законодательству – процесс недорогой и несложный.

С момента внесения записи в ЕГРЮЛ новое юридическое лицо считается официально созданным.

Правда, для ведения деятельности необходимо осуществить еще ряд действий:

  • встать на учет во внебюджетных фондах;
  • получить коды статистики;
  • оплатить уставной капитал;
  • открыть счет в банке.

Когда изготавливается печать при регистрации ООО, и нужна ли она вообще? Где ее регистрировать? Такого рода вопросы возникают у многих начинающих предпринимателей.

Что это

В обыденном обиходе трудно представить себе организацию (неважно, частную или нет), которая бы не использовала в своей деятельности печать или даже несколько.

Современное определение согласно ГОСТ Р 51511-2001 от 2001 г. трактует понятие печати как устройства, содержащего клише для оттиска на бумагу.

Существует несколько разновидностей печатей:

  • гербовая;
  • основная круглая печать организации;
  • печать филиала, обособленного подразделения;
  • дополнительная печать.

Основное назначение печати – закрепление/заверение подлинности подписи на документах, удостоверяющих какие-либо права, фиксирующие факты, в том числе связанные с денежными средствами.

Ставится она на подпись директора (или другого уполномоченного лица).

Согласно недавним изменениям в законодательстве (2015 года) наличие печати в ООО, равно как и в АО, не обязательно. В связи с этим, изменились и правила документооборота и делопроизводства в организациях.

Законодательство

До 2015 года законодательство РФ предписывало юридическим лицам (но не ИП!) иметь круглую печать с наименованием и местонахождением.

С 07.04.2015г. начал действовать закон, позволивший организациям, в том числе и ООО, отказаться от печатей (ФЗ № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печатей хозяйственных обществ».

Он затронул прежде всего положения следующих правовых актов:

В сжатой форме изменения сводятся к следующему:

  1. Иметь печать – право, а не обязанность;
  2. Если печать признана необходимой, сведения о том, что она есть, вносят в устав (п. 7 ст. 2 ФЗ № 14-ФЗ «Об ООО»);
  3. Печать отнесена к средствам индивидуализации ООО (наряду с товарным знаком, логотипом и прочим) и может иметь любую форму.

Соответствующие изменения, касающиеся возможности ООО использовать/не использовать печать, внесены в том числе в следующие НПА:

  • Трудовой Кодекс (ст. 230);
  • АПК РФ (ч.5 ст. 61);
  • ГПК РФ (ч.3 ст. 53 ГПК РФ);
  • ГК РФ (абз. 9 п. 1 ст. 913);
  • ч.10 ст. 16);
  • ФЗ № 229-ФЗ (2008) «Об исполнительном производстве» (ч.2 ст. 54);
  • Другие НПА.

Важно: право выбора — изготавливать или не изготавливать печать, связывается с процессом их регистрации.

Новые ООО вправе решать это, а уже действующие – должны иметь печать согласно действовавшему ранее закону.

К тому же законодатель говорит о том, что печать проставляется при наличии, а не по усмотрению.

То есть те ООО, кто осуществлял регистрацию по действовавшему до 07.04.2015г законодательству, должны продолжить использовать печати (либо вносить соответствующие изменения в устав).

Видео: процесс изготовления

Где используется

Если в устав ООО внесено положение о печати, она используется в случаях:

  • заверения трудовой книжки, акта о несчастном случае;
  • выдачи доверенностей от имени организации, подписанной руководителем;
  • на складских свидетельствах,
  • в журналах проверок контролирующими органами,
  • при свидетельствовании различных копий документов ООО;
  • при заверении выписок, закладных и проч.;
  • на заявках на участие в аукционах, заявлениях на аккредитацию на ЭТП;
  • на информационном сообщении в ФНС об уплате акциза (установлена Налоговым кодексом).

Конечно, печать ставится на гораздо большем числе документов, чем приведено выше, однако не все случаи перечислены в законодательных и подзаконных актах.

Чтобы в ООО упорядочить этот процесс, рекомендуется издать документ (приказ или распоряжение), с перечнем документов, на которые ставят оттиск печати.

Можно ли обойтись без печати

Существуют несколько спорных моментов, на которые следует обратить внимание при принятии решения, нужна ли печать при регистрации адреса ООО:

  1. Заключение договоров.

    Законодательство не содержит обязательного наличия печати на договоре, но по факту – она проставляется практически всегда.

  2. Трудовой договор. Ст. 57 ТК РФ не предусматривает печати, но обычно ее ставят.
  3. Первичные документы ООО.

    Согласно ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» оттиск печати на «первичке» не обязателен.

  4. Трудовая книжка.

    При увольнении, а также на титульном листе необходима печать организации (Инструкция по заполнению книжек – Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69).

  5. Налоговая отчетность.

    Формы деклараций РСВ—ПФР предусматривают проставление печати при подаче указанных документов в «бумажном» виде. При электронной подаче отчетности достаточно электронной цифровой подписи.

Следует помнить, что 82-ФЗ прямо указывает, что требование использовать печать может быть установлено только законом. В то же время многие формы отчетности утверждены приказами и постановлениями соответствующих ведомств.

Таким образом, ООО, настаивая на принятии документации без оттиска печати, может приложить письмо-уведомление об отсутствии в организации печати, сделав ссылку на указанный закон.

Стоит отметить, что практика (как судебная, так и применяемая ведомствами) пока сложилась неоднозначная, и решение может быть принято как в пользу ООО, так и против, поэтому вопрос, можно ли обойтись без печати, каждый хозяйствующий субъект решает самостоятельно.

В налоговой

В недавнее время для изготовления печати требовалось обращаться в лицензированную организацию, затем регистрировать ее в налоговой инспекции (предоставлять оттиск-образец).

В настоящее время в связи с изменением законодательства нет необходимости регистрировать печать.

Кроме того, изготовить ее может любая мастерская, занимающаяся штампами и оснасткой.

Какие документы необходимо подготовить

Несмотря на то, что процесс изготовления печати для ООО не регламентируется нормативно-правовыми актами, изготовитель печатей попросит в обязательном порядке предоставить несколько документов.

К ним относятся:

  • копия устава;
  • свидетельство о госрегистрации ООО;
  • документ, удостоверяющий полномочия руководителя (приказ о назначении и т.д.);
  • заявку и эскиз печати.

У разных изготовителей требования к предоставляемым документам могут отличаться. Если заказчик желает иметь печать, внесенную в реестр печатей и штампов своего региона, он должен будет уплатить госпошлину.

Необходимые реквизиты

Учитывая, что печать в настоящее время приравнена к средствам индивидуализации юридического лица, она может иметь:

  • любую форму;
  • изображение торгового знака;
  • другую информацию.

Товарный знак (право на его использование) необходимо подтвердить свидетельством о его регистрации (копией). Местонахождение организации указывать необязательно.

Вообще при заказе печати важно помнить, что ООО не имеют права на использование в печати Герба Российской Федерации и хотя, обязательных нормативных требований к печатям ООО не установлено, лучше ориентироваться на Национальный стандарт РФ «Печати мастичные» (разработан ВНИИ полиграфии в 2003г.)

Образец

Эскиз печати (образец) составляют перед оформлением заказа.

Обычно печать организации имеет:

  • диаметр 40-45 мм;
  •  наименование организации;
  • ее организационно-правовую форму;
  • местонахождение;
  • ОГРН (регистрационный номер налогоплательщика).

Но ООО вправе разместить на печати и другую информацию.

Печати могут иметь несколько степеней защиты:

  • элемент с полутоновым растром;
  • микротекст по внешней окружности оттиска печати с указанием номера сертификата изготовителя и даты выпуска печати;
  • особо тонкие линии.

По желанию заказчика степеней защиты может быть несколько или одна.

Микротекст включается в печать только, если ее вносят в реестр печатей (ведется в регионе, служит дополнительной защитой).

Цена печати с микротекстом дороже обычной и начинается от 1500 руб. (может отличаться в зависимости от оснастки печати и региона).

Что делать после

Получив изготовленную печать, в организации следует:

  • издать приказы о назначении ответственного лица за хранение и использование печати;
  • издать приказ о введении в действие новой печати (приложить оттиск);
  • сформировать прошнурованный журнал печатей (особенно, если их несколько), с отражением фактов поступления печатей, выдачи ее уполномоченному работнику, уничтожения печатей.

Кроме того, оттиск печати обычно передается в банк (как образец), где ведется расчетное обслуживание ООО.

Сколько может быть печатей у организации

Необходимо сказать, что в ООО может быть как одна печать (основная), так и несколько.

Вспомогательные (дополнительные) печати делаются для:

  • филиалов, представительств;
  • канцелярии;
  • отдела кадров;
  • бухгалтерии;
  • для справок.

Количество и необходимость той или иной печати определяется в самой организации.

Что делать, если пропала

При утере или пропаже печати организации необходимо:

  • обратиться в полицию с заявлением о пропаже;
  • уведомить о произошедшем банк;
  • опубликовать объявление в одном из СМИ региона о пропаже/утере печати;
  • если печать внесена в реестр, уведомить регистрационный орган о пропаже;
  • заказать новую печать.

Следует сказать, что дополнительно проводят служебное расследование о причинах пропажи печати, по результатам которого руководство принимает решение о наказании виновных лиц.

В целом, изменения законодательства нашей страны, коснувшиеся вопроса печатей в организациях, призваны облегчить жизнь предпринимателям, в плане сокращения и упрощения бумажного документооборота и развития документооборота электронного.

Но в любом случае, ответ на вопрос, пользоваться ли печатью в ООО, остается за самой организацией.