Ликвидация — это достаточно длительный процесс, занимающий 4-6 месяцев. У владельцев компаний не всегда есть возможность, да и желание заниматься всеми процедурными вопросами.

Поэтому они охотно используют продажу для того, чтобы проделать все быстрее и с меньшими затратами.

Также продажу в качестве альтернативы ликвидации предлагают посреднические фирмы, обещая продавцам избавление от долгов. Рассмотрим, насколько оправдан выбор именно этого способа.

Понятие

Во-первых, стоит четко понимать, что продажа — это не альтернативный способ ликвидации, а совершенно иная сделка. Она производится по иным правилам и имеет иные последствия для сторон.

Главное их отличие заключается в переходе прав и обязанностей.

Ликвидация предполагает полное прекращение всякой деятельности и исключение фирмы из ЕГРЮЛ. Все права и обязанности также прекращаются и никому не переходят.

Прежде чем в ЕГРЮЛ будет внесена окончательная запись, необходимо будет произвести расчеты по всем долгам, пройти налоговую проверку.

После окончания ликвидации к уже не существующему юрлицу невозможно будет предъявить какие-либо претензии. Компания, которая была продана, продолжает свою деятельность.

У нее лишь меняются собственники и руководство, да иногда юридический адрес. Все эти изменения отражаются в ЕГРЮЛ, но фирма из него не исключается.

Все права и обязанности продавца в полном объеме переходят покупателю. Который должен будет их осуществлять и исполнять в полной мере. В том числе и при возникновении претензий.

Законодательство

Гражданский кодекс предусматривает такое понятие, как предприятие. Согласно ст. 130,132 ГК РФ таковым является имущественный комплекс, который используется для предпринимательской деятельности.

То есть любая коммерческая компания подпадает под это определение.

Та же статья определяет состав предприятия:

  • недвижимость (земля, здания и т. д.);
  • оборудование;
  • сырье и готовая нереализованная продукция;
  • средства индивидуализации;
  • права требования;
  • долги.

Закон признает предприятие недвижимым имуществом. Следовательно, устанавливаются особые требования к его использованию в качестве объекта сделок, таких как продажа, залог, аренда и т. д.

Это, в частности, письменная форма сделки и обязательная ее государственная регистрация. Несоблюдение этих правил делает сделку недействительной.

Продажа такого имущественного комплекса также имеет ряд особенностей. Он передается покупателю целиком (ч. 1 ст. 559). Что предполагает не только имущество, но и обязательства, включая долги.

При этом не обязательно указывать данный пункт в договоре, все уже прописано в законе. При продаже не могут быть переданы только те права, которые неразрывно связаны с личностью продавца.

Что же касается товарных знаков и прочей интеллектуальной собственности, то их передача по общему правилу также производится покупателю, если только иное не указано в самом договоре.

Сущность процедуры

Процедура продажи компании или производится в несколько этапов:

  • подготовка необходимых документов;
  • их заверение у нотариуса (для ООО это обязательное требование);
  • передача документов;
  • государственная регистрация перехода прав.

Если же происходит ликвидация через продажу доли в ООО с несколькими участниками, то потребуется сначала предложить им воспользоваться своим правом преимущественного ее выкупа, а только после этого передача третьему лицу.

Единственному участнику, соответственно, этот этап проходить не требуется.

Видео: покупка и продажа фирм с оборотами

составление договора купли-продажи

Главным документом, оформляющим сделку по продаже компании, является договор купли-продажи. Требования к нему изложены в ст. 560 ГК.

Это должен быть единый письменный документ, который подписывается продавцом и покупателем, а затем заверяется нотариусом и передается для государственной регистрации.

В договоре указываются состав продаваемого имущественного комплекса и стоимость. Это два существенных условия договора.

При этом состав передаваемого имущества, обязанностей и прав может быть установлен законом или соглашением сторон.

Невключение этих условий в текст документа или несоблюдение установленной формы приводит к недействительности всей сделки.

смена участников, генерального директора, бухгалтера

Смена участников (или единственного участника) должна обязательно отразиться в учредительных документах компании и в ЕГРЮЛ.

Для этого в налоговый орган подается заявление по определенной форме, а также пакет необходимых документов, включая устав.

Смена собственника является одним из оснований для увольнения таких сотрудников компании, как директор, его заместители и главный бухгалтер.

Данные отношения регулируются уже не гражданским, а трудовым законодательством.

Такое увольнение не связано с виной работников, поэтому дает им право на получение компенсации от работодателя.

Всех прочих сотрудников новый собственник может уволить только на общих основаниях.

необходимые документы

К договору потребуется приложить и кое-какие документы, точный состав которых необходимо уточнить у нотариуса, который будет сопровождать сделку:

  • устав и учредительный договор или решение о создании юрлица;
  • свидетельство о госрегистрации;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • письменный отказ других участников от покупки доли;
  • согласие супруга на сделку (брачный договор, заявление о несостоянии в браке) и др.

риски и последствия

Как и любая сделка, будь то реорганизация или ликвидация, продажа ООО осуществляется по определенным правилам, определяемым законом.

Даже полное им следование влечет за собой определенные финансовые риски.

Например, требование кредиторов к продавцу исполнить перед ними обязательства досрочно, так как они не согласны с переводом долга на покупателя.

Или выплата солидных выходных пособий увольняемому директору.

Если же продажа осуществляется как альтернатива ликвидации, с целью избежать пристального внимания налоговых органов или претензий со стороны кредиторов, то риск неблагоприятных последствий для продавца возрастает:

  • во-первых, продажа не убережет от административной или уголовной ответственности за нарушение налогового или иного законодательства;
  • во-вторых, закон настаивает на обязательном извещении кредиторов о продаже, устанавливая ничтожность сделки, совершенной без исполнения этого условия (ч. 2 ст. 391 ГК);
  • в-третьих, отвечать по долгам перед не предупрежденными кредиторами придется наравне с покупателем;
  • в-четвертых, погасить убытки кредиторы также могут потребовать от бывшего владельца предприятия;
  • и, наконец, высока вероятность судебного разбирательства с покупателем по поводу распределения расходов, связанных с солидарной ответственностью перед кредиторами.

В любом случае последствием продажи ООО или акций АО является необходимость уплаты налогов. Для граждан это НДФЛ, а для юрлиц — налог на прибыль и в ряде случаев НДС.

Однако если гражданин владел долей или акциями свыше пяти лет, то налог он не платит (п. 17.2 ст. 217 НК).

С 1 января 2016 года юридические лица также смогут воспользоваться нулевой ставкой в отношении долей или акций, купленных после 01.01.2011 года (ст. 284.2 НК).

Нюансы

Несмотря на то, что правила, касающиеся продажи предприятия являются общими для всех организационных их форм, существуют и особенности.

Они могут быть связаны с положением самого продавца, наличием или отсутствием долгов у продаваемой компании, а также правилами, прописанными в специальных законах об отдельных формах юрлиц.

если продавец в браке

Если продавец — физическое лицо, то ему потребуется подтвердить один из следующих фактов:

  • согласие супруга на совершение сделки (нотариальное);
  • отсутствие официальных семейных отношений.

Согласно положениям гражданского и семейного законодательства, доля в уставном капитале ООО или акции АО могут быть общим имуществом супругов. Следовательно, для распоряжения ими необходимо обоюдное согласие.

При этом номинально собственником может быть записан только один из них. Компания будет общей, если доли и акции были куплены в браке или же бизнес был создан именно в это время.

Согласия супруга не нужно в случаях, когда:

  • фирма принадлежала одному из них до брака;
  • доля или акции перешли по наследству или были подарены;
  • есть брачный договор, где оговариваются права на компанию.

можно ли совершить при наличии долгов

С точки зрения Гражданского кодекса долги являются неотъемлемой частью предприятия (ч. 2 ст. 132 ГК). Следовательно, при продаже они также переходят к новому владельцу, как и все прочее имущество, права и обязанности.

Если покупатель согласен с таким положением дел, то это его право, он вполне может купить компанию, имеющую задолженности перед контрагентами, работниками или государством.

Но прежний владелец обязан известить своих кредиторов о предстоящей продаже своего бизнеса. Это связано с тем, что закон требует согласия кредитора на перевод долга (ч. 2 ст. 391 ГК).

Несогласный с продажей контрагент вправе требовать досрочного исполнения обязательств или погашения уже существующего долга. И здесь у тех, кто продает фирму с целью скрыться от долгов, возникает проблема.

Дело в том, что у кредиторов, перед которыми имеется задолженность, и которых намеренно не известили о продаже компании, могут обратиться за защитой своих прав в суд (ч. 3 ст. 562 ГК).

И в иске потребовать:

  • исполнения обязательства полностью;
  • погашения убытков, связанных с такой продажей;
  • признания сделки недействительной (согласно ч. 2 ст. 391 ГК) полностью или только частично.

Даже если кредиторы решат ограничиться взысканием долга, то бывший владелец несет по нему солидарную с покупателем ответственность.

Иными словами, у кредитора есть возможность предъявить свой иск непосредственно к нему, а не к покупателю.

Это заставит нарушителя закона не только нести имущественную ответственность, но и совершать дополнительные действия по предъявлению регрессных требований к покупателю, чтобы вернуть себе часть уплаченных средств.

для ООО, АО

Участники акционерных обществ, желающие продать свою часть в общем бизнесе находятся в более выгодных условиях, чем учредители ООО. Дело в том, что уставный капитал АО разделен не на доли, а на акции.

Которые являются не имущественным правом, а ценными бумагами. Продать их намного проще, чем долю в ООО.

Такая сделка не требует регистрации, все изменения просто отражаются в реестре акционеров. К тому же при продаже акций не требуется извещать кредиторов.

Продать свою долю в ООО можно двумя способами: через нотариальную сделку (собственно продажа) с третьим лицом и через отчуждение ее обществу и введения в него нового участника.

Но в любом случае потребуется составление большого количества документов. Впрочем, этот процесс все равно займет меньше времени, чем ликвидация.