Каждое лицо, которое желает вести предпринимательскую деятельность, должно зарегистрироваться в федеральном налоговом органе в качестве ИП.

В противном случае осуществляемый бизнес будет признан подпольным, что влечет за собой ответственность. Процесс регистрации состоит из трех стадий – подготовительной, основной и заключительной.

Рассмотрим их подробнее и выясним, на что следует обратить особое внимание при подготовке документов, обязательных для предоставления в уполномоченные органы.

Принцип работы ФНС

Регистрация ИП проводится региональным отделением налогового органа по принципу одного окна – где подаются справки, там и забираются. Осуществляется регистрация ИП в налоговой по месту жительства гражданина.

В отделении ФНС будут сверяться справки с представленными на стендах образцами. Только после этого пакет документации передается работнику налоговой службы.

Если в вашем отделении принцип одного окна не действует, стоит уточнять у работника уполномоченного органа, куда обращаться для подачи документов. Уточняйте все необходимые реквизиты.

Какими законами регулируется

Стоит опираться на нормы Закона № 129-ФЗ, что был принят правительством Российской Федерации 8 августа 2001. Актуален и Приказ № 87н, что утвержден 22 июня 2012 года.

Он содержит информацию об услугах, правилах предоставления справок и получения свидетельства о госрегистрации предпринимателя.

Правильная подготовка

Начальная стадия – подготовка к регистрации.

Для этого нужно:

  1. Получить в налоговой инспекции код ИНН.

    Для этого подается заявление по установленному образцу, который вам выдаст работник налоговой инстанции. Допускается также оформление ИП и одновременное получение ИНН.

  2. Определить, какую систему налогообложения будете использовать.

    Возможные варианты:
    1) ОСНО – общая системы, который будет применяться, если вы не заявите о переходе на иной режим, или не имеете право использовать льготные налоговые системы.
    Нужно платить НДФЛ, НДС, налог на имущество.
    2) УСН (ставка налогового платежа составляет 6% или 15%).
    3) ЕНВД.
    4) ПСН (патентное налогообложение).
    5) ЕСХН (особенности использования каждого налогового режима прописаны в Налоговом кодексе).

  3. Представить точные сведения о виде деятельности регистратору, который будет делать запись в реестре.

    Выбирают коды ОКВЭД с учетом того вида деятельности, который планируется вести. Лучше выбрать лишние.
    Если же при осуществлении деятельности окажется, что вы не указали необходимый код, придется перерегистрировать ИП.

Услуга одновременной регистрации ИП и получения ИНН предоставляется не всеми отделениями региональной налоговой инспекции. Можно направить заявление на получении идентификационного кода посредством интернета.

Видео: как заполнить заявление на регистрацию ИП

Квитанция об оплате госпошлины

До подачи пакета документации в ФНС, стоит оплатить госпошлину за регистрацию ИП.

Оплата производится в Сбербанке или ином банковском учреждении.

пример заполнения

Заполняется квитанция в автоматическом режиме на официальном портале ФНС. Если вы планируете заполнить квитанцию онлайн, можете опираться на пошаговые инструкции, предлагаемые на сайте.

При заполнении бланка платежки вручную, ориентируйтесь на образец ПД-4.

стоимость

Госпошлина за открытие индивидуального предпринимателя в 2016 году составляет 800 рублей.

Регистрация ИП в налоговой

Порядок ваших действий:

  1. Подготовьте документы по образцам, представленным на стендах в отделении налоговой службы.
  2. Сверьте данные справок и реквизиты.
  3. Подайте собранный пакет документации.
  4. Получите расписку о принятии документов на регистрацию, где будет указана дата и время получения регистрационных документов.

какие реквизиты

ИП должен указать в документах такие сведения:

  1. ФИО.
  2. Паспортные данные.
  3. Адрес, по которому осуществляется регистрация ИП.
  4. ИНН.
  5. Дополнительными реквизитами являются коды ОКПО и ОКАТО, расчетные счета, контакты.

набор документов

Обязательные справки:

  1. Заявление о госрегистрации физлица в качестве индивидуального предпринимателя (форма Р21001).
  2. Платежный документ, что подтвердит факт внесения государственной пошлины.
  3. Уведомление о переходе на упрощенку (форма 26.2-1).
  4. Удостоверение личности (его ксерокопия).

Заявление об использовании упрощенного режима налогообложения составляется в 2 экземплярах и представляется одновременно с иными справками. Учтите, что переход на данную систему возможен только раз в году.

А значит, если вы не представите уведомление своевременно, придется использовать в течение года ОСНО. На подачу уведомления отведено 30 дней после регистрации ИП.

Заполнять бланк заявления можно как в интернете, так и вручную. Один образец будет передан представителю уполномоченного органа, второй же останется у вас.

порядок заполнения и образец формы Р21001

Открытие ИП налоговая осуществляет на основании формы Р21001, при заполнении которой стоит придерживаться определенных правил.

Сам документ состоит из:

  1. Страницы 1.
  2. Страницы 2.
  3. Листа А.
  4. Листа Б.

Нужно будет отразить:

  1. ИНН.
  2. Место вашего рождения и другие данные паспорта.
  3. Адрес, по которому вы зарегистрированы.
  4. Почтовый индекс.
  5. Код вида документа (если указывают данные паспорта гражданина России – 21).

Лист А содержит информацию о кодах ОКВЭД. Лист Б составляется в 2 экземплярах. Все страницы документа прошиваются кроме листа Б.

Бланк заполняется вручную или на компьютере. В первом случае желательно использовать чернила черного цвета и отражать данные печатными буквами.

какие документы выдает налоговая

В назначенное время и день отправляйтесь за документами.

Налоговыми работниками осуществляется выдача таких документов:

  • свидетельства о госрегистрации физлица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • уведомления о том, что лицо поставлено на учет в налоговой службе в пределах Российской Федерации;
  • уведомления о постановке на учет физлица в региональном отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по месту проживания;
  • уведомления о том, что предпринимателю присвоены коды статистики (из Росстата);
  • выписки из ЕГРИП.

Онлайн

У федеральной налоговой службы есть несколько услуг, воспользовавшись которыми можно облегчить процедуру регистрации ИП:

  • можно скачать бланк по форме Р21001. Все прописанные данные онлайн в случае изменения будут отражаться на портале налогового органа;
  • чтобы получить бланк платежки – зайдите в соответствующий раздел системы;
  • можно посредством интернета ликвидировать индивидуальное предприятие;
  • есть возможность узнать место расположения и реквизиты налоговой службы;
  • можете обратиться за консультацией к специалисту уполномоченного органа, позвонив по указанному на сайте телефону.

Другие методы

Способы регистрации физлица в качестве ИП:

  • самостоятельно отправиться в отделение налоговой службы с необходимыми документами;
  • пересылка пакета документации по почте (заказным письмом);

    Такой способ актуален в том случае, если вы находитесь в другой территориальном округе.

  • с помошью услуг посреднической организации;

    Работники такой компании проследят, чтобы все документы были подготовлены без ошибок, а также своевременно их передадут регистратору.

  • поручительство регистрации индивидуального предпринимателя другому лицу, оформив доверенность, которая в обязательном порядке заверяется в нотариальной конторе.

    Услуга доверенного лица по открытию ИП может быть как платной, так и бесплатной.

Проверить

Проверка ИП необходима в том случае, если нужно удостовериться в том, что деятельность лица является законной. Проверяя документ можно узнать, правильно ли отражены сведения, уточнить вид деятельности в соответствии с прописанными ОКВЭД,

Проверка регистрации предпринимателя возможна по идентификационному коду на портале ФНС.

Как проверить ИП?

Действуйте по подсказкам на сайте, после чего система выдаст результат:

  1. Данные о лице.
  2. О его регистрации.
  3. Об учете в налоговой службе.
  4. О виде деятельности.

Можно также получить выписку из ЕГРИП. Для этого стоит отправиться в отделение налогового органа, или узнать необходимые сведения через сайт ФНС.

Сроки

Сколько времени занимает процесс открытия ИП?

Если вы подаете заявления лично, то придется подождать около 5 дней. Но учтите, что в случае обнаружения неточных сведений в документах или непредставлении всех необходимых справок такой срок будет увеличен.

У регистратора могут возникнуть вопросы. Если вы не укажете свои контакты, то своевременно узнать о них не сможете.

Физические лица, что проживают в другом территориальном округе, должны прибавить к общим срокам и время, необходимо на пересылку документов с уведомлением о получении.

В том случае, если регистрация не будет проведена своевременно по вине сотрудников налоговой службы, почтовые уведомления станут весомым доказательством вашей правоты.

После завершения регистрационной процедуры стоит помнить:

  • если вы будете выступать в качестве работодателя, в течение 3 дней после заключения первого трудового договора с сотрудником стоит представить сведения в Пенсионный фонд РФ;

    Иначе придется платить штрафы.

  • в некоторых случаях индивидуальные предприниматели изготовляют собственные печати;

    Необходимы ли они – решение за вами.

  • ИП может устанавливать контрольно-кассовую технику.

    Тогда осуществляется ее регистрация в соответствии с законодательными нормами.

Налоговая инспекция вправе отказать в регистрации в таких случаях:

  • лицо не представило все необходимые справки;
  • представлены недостоверные сведения или в документах есть ошибки;
  • гражданин представил документы в отделение налоговой, которая не уполномочена проводить регистрационные действия (то есть, перепутал свою территориальную принадлежность к ИФНС);
  • суд вынес решение о запрете вести предпринимательский и иной вид хозяйственной деятельности.

Регистрация ИП – более простой процесс, чем открытие ООО. Но часто по незнанию граждане допускают в документах множество ошибок, из-за которых не получается быстро открыть свой бизнес.

Будьте внимательны при заполнении необходимых форм, а если уверены, что это вам не под силу, всегда можете обратиться к специалистам. Они проведут все регистрационные мероприятия за определенную сумму.