Хорошо, если в жизни вы прошли школу открытия и ликвидации компании, и знаете все юридические тонкости таких процедур. Но такими знаниями могут похвастаться далеко не все.

Если вы столкнулись с необходимостью провести ликвидацию юридического лица, но совершенно не знаете, как составляется уведомление и кому оно подается, следующая информация придется как нельзя кстати.

Для чего используется

Ликвидировать предприятие необходимо, придерживаясь законодательных норм. Один из обязательных этапов в проведении процедуры – уведомление всех уполномоченных органов, кредиторов, иных лиц, которые причастны каким-либо образом. Это позволит избежать штрафных санкций и своевременно закончить ликвидацию.

Уведомляются о закрытии фирмы все субъекты хозяйствования. Для этого составляют в течение 3 дней после принятия решения о ликвидации письменное уведомление по регламентированной форме.

Чем регулируется

Форма извещения утверждена Приказом налоговых структур Российской Федерации от 25 января 2012 № ММВ-7−6/25@.

Теперь вы обязаны будете готовить только один документ (15001) вместо трех, используемых ранее (15001, 15002, 15003).

А при окончании проведения ликвидационной процедуры нужно будет составлять документ по форме Р16001.

Еще одно нововведение – можно прекратить начатую ликвидацию.

Форма р15001

Правила заполнения нового образца содержатся в Приложении № 20 к Приказу.

  1. При заполнении стоит выбрать заглавные буквы, шрифт должен быть 18 размера, Courier New.
  2. Если бланк заполняется от руки, используйте черную пасту, сведения отражайте заглавными буквами.
  3. Прочерк в пустой клетке ставит не нужно.
  4. Допускается составление уведомления в Excel.

Пустой бланк

Образец бланка Р15001 можно скачать тут.

Заполняемые данные

В 1 разделе отражаются данные о лице в соответствии с ЕГРЮЛ, а именно вписывают:

  • ОГРН;
  • ИНН;
  • название предприятия, которые закрывается.

2 раздел отражает – в связи с чем представляется уведомление (напротив соответствующего пункта следует поставить отметку):

  • принимается решение о закрытии фирмы;
  • формируется ликвидационная комиссия, назначается ликвидатор;
  • составляется промежуточный ликвидационный баланс;
  • принимается решение отменить ликвидацию, которая уже начата.

Новая форма предполагает уведомление о не одном событии. То есть, вы вправе ставить несколько отметок. Но нельзя менять комиссию и подавать промежуточный баланс одновременно.

  1. При заполнении пункта 2.1 укажите, когда принято решение о ликвидации.
  2. Если отметка ставится в п. 2.4, стоит прилагать решение, которым отменено ликвидацию.

В разделе для служебной отметки регистрирующих структур не нужно ничего вписывать. Это касается и нотариуса, и самого заявителя.

При представлении уведомления о ликвидации нужно заполнять:

  •  титульный лист;
  • лист Б на лицо, что составляет уведомление.

При формировании ликвидационной комиссии стоит также заполнить лист А:

  1. Ставится 1 для создания комиссии.
  2. Прописывается дата, когда комиссия создана на основании решения учредителей.
  3. Прописывается ФИО лица, которое является руководителем ликвидационной комиссии.
  4. Отражают ИНН.
  5. Вписывают данные из паспорта руководителя.
  6. Отражают место регистрации такого лица.
  7. Прописываются контакты.

Лист Б – данные о заявителе:

  1. Указывается, кто заявитель.
  2. Данные о юрлице, НКО, предпринимателе.
  3. Данные о фирме, что осуществляет управление компанией.
  4. Информация о заявителе.
  5. Ставится подпись.
  6. Отражаются данные о работнике нотариальной конторы.

Видео: варианты

Какие могу быть различия при заполнении?

  1. Если заявителем выступает один из участников, который является физлицом, то раздел 1 должен содержать «1». Обязательны для заполнения разделы 5, 6.
  2. Когда заявитель – юрлицо, в первом разделе ставят «2», а заполняют 2, 5, 6 раздел.
  3. Заявителем является руководитель? Поставьте «3». Заполнить нужно раздел 2, 3, 5, 6.

Заявитель – структура, которая приняла решение ликвидировать компанию? Укажите «3» и впишите сведения в разделы 4 – 6. Когда о ликвидации заявляет руководитель ликвидационной комиссии, ставьте «4» и впишите данные в раздел 6.

Нотариальное заверение

Для заверения уведомления о ликвидации предприятия, нотариус потребует предоставление:

  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • устава компании;
  • свидетельства ОГРН;
  • свидетельства ИНН;
  • решение о назначении руководства.

В чём отличие от формы р16001

После того, как окончено ликвидацию, учредителями составляется ликвидационный баланс, где будет информация о распределении оставшегося имущества. Когда все объекты будут поделены, компания уведомляет уполномоченные органы о завершении процесса.

  1. Представляется форма Р16001.
  2. Уплачивается государственная пошлина.
  3. Представляется ликвидационный баланс.

Форма Р16001 представлены титульным листом, листом А на заявителей. Пример можно скачать тут.

Титульная страница отражает данные ликвидируемой организации по ЕГРЮЛ, дату, когда опубликовано сведения о закрытии в «Вестнике».
Заявителем может быть исключительно ликвидатор. На него и составляется лист А.

Дополнительные документы для подачи

Помимо уведомлений по указанным выше формам, нужно будет представить и другие документы. Рассмотрим, какие инстанции должны быть извещены о закрытии.

Уведомление в ПФ

На нескольких дней после того, как принято решение о прекращении деятельности, уведомляется Пенсионный фонд РФ. Формы, которые представляются в такие структуры, утверждены правительством.

Сообщение в НС по форме № С-09-4

Уведомление представляется в ИФНС по месту регистрации юридического лица. Документация подается учредителем или доверенным лицом.

Возможно также направление пакета документации по почте или через интернет-ресурсы.

О получении документов работник отдела налоговой инспекции Российской Федерации должен выдать заявителю расписку.

Одновременно с уведомлением представляется решение о закрытии, составленное по форме С-09-4, пример которой можно скачать тут.

В таком документе указывают:

  • ИНН, КПП;
  • код налоговой инстанции по месторасположению ликвидируемого предприятия;
  • наименование организации или ИП, тип организационной правовой формы;
  • ОГРН;
  • в пункте для отражения сообщения пишут «1», если это уведомление о реорганизации фирмы, «2» — о ее закрытии;
  • дату, когда принимается решение на собрании учредителей или акционеров;
  • прописывают, сколько страниц доверенности на лицо;
  • в строку, отражающую приложение ксерокопии документа, вписывают 3 (руководство) или 4 (представители);
  • ФИО руководителя или лица, которое представляется интересы компании;
  • контактные данные;
  • ИНН физлица.

Документ подписывается и ставится дата. Вписывают сведения о доверенности. В последнем разделе сведения отражаются представителем налогового органа.

В иные бюджетные организации

О ликвидации представляется уведомление и в ФСС. Сведения подаются после принятия решения. Законодательством не утвержден образец письма о ликвидации организации. Оно составляется в свободной форме. Главное – опираться на требования делопроизводства.

То есть, форма уведомления о ликвидации в ПФР и ФСС не установлена.

Лучше запросит акты сверки взаимозачетов для того, чтобы обеспечить достоверность и своевременность данных о взносах и других начисленных суммах.

СМИ

Необходимо опубликовать извещение о ликвидации в «Вестнике госрегистрации».

Это нужно сделать после того, как будет внесено в Единый государственный реестр юрлиц данные о том, что процедура начата. Представляется информация о том, в каком порядке и в какие сроки будет исполнены долговые обязательства перед кредиторами.

Извещение третьих лиц о начале процесса ликвидации

О закрытии компании стоит уведомить представителей фондов, кредиторов и работников. Рассмотрим, каких правил при этом придерживаться.

Работники

Сотрудники компании должны получить от руководства предприятия уведомление за 2 месяца до увольнения. В том случае, если в фирме работает профсоюз, ему предоставляют уведомление о сокращении в связи с ликвидацией за 3 месяца.

Следует направить уведомление об увольнении работников в центр занятости по месторасположению предприятия. Предоставляются сведения, есть ли среди увольняемых лиц кредиторы.

Всем работникам платится выходное пособие, заработанные средства. За сотрудниками будет сохранено зарплату на период поиска другой работы.

Кредиторы

Уведомляются о закрытии предприятия и все дебиторы, кредиторы в индивидуальном порядке. Руководство компании должно составить письменное сообщение, которое направляется каждому такому лицу. В документе отражают срок, в который могут быть заявлены требования.

Если ликвидируется фирма с наличием долгов, об этом стоит оповестить всех контрагентов в течение 2 месяцев. Если кредитор не получит своевременно извещение, компания должна удовлетворить его требования в первую очередь.

Внебюджетные организации

При извещении Пенсионного фонда и ФСС России стоит составить документ, учитывая такие рекомендации:

  • отразите ИНН, КПП предприятия, что ликвидируется;
  • ссылайтесь на принятое решение на собрании учредителей;
  • поставьте дату и подпишите уведомление.

    Кто подписывает? Такое право имеет директор компании.

Работники уполномоченного органа при подаче документа должны поставить отметку о его принятии. Кстати, о закрытии должен также знать и банк, в котором компания имеет открытые счета.

Сроки и стоимость

Уведомление в уполномоченные органы подается в течение 3 дней после того, как учредители примут решение о закрытии предприятия. После того, как будет внесено запись о том, что фирма начала ликвидацию, вносить коррективы в документы не допускается.

Ликвидировать компанию можно всего за 160 рублей, тогда как при открытии компании платится 800 рублей. Эта сумма уплачивается, как госпошлина за оказание услуг работниками уполномоченных структур.

Как видите, нельзя просто прекратить вести деятельность и забыть о фирме. Должна проводиться юридическая процедура ликвидации, обязательный пункт которой – уведомление всех причастных лиц и инстанций о планах компании. Если нарушить такое правило, придется понести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следуйте букве закона, и тогда не возникнет неприятных ситуаций.