Никто не может с точностью сказать, что ваше предприятие проработает долго и будет прибыльным. Часто возникают ситуации, когда приходится свой бизнес прекратить.
В таком случае необходимо провести юридическую ликвидацию ИП, одним из этапов которой является написание заявления о закрытии.
Рассмотрим, каких правил при этом стоит придерживаться.
Понятие
Ликвидация предприятия – прекращение предпринимательской деятельности.
Она может осуществляться в:
- добровольном (на основании решения учредительского состава);
- и принудительном порядке.
Ликвидация – длительная процедура, от результата которой будет зависеть судьба участников, их отношения с законодательством и госструктурами.
Законодательство
При ликвидации компаний стоит опираться на такие нормативные документы:
- Закон от 26 октября 2002 № 127 о несостоятельности.
- Гражданский кодекс (к примеру, ст. 61).
- Закон о юрлицах (ООО, ОАО).
Основания
Если идет речь о принудительной ликвидации, основаниями можно считать такие обстоятельства:
- нарушено законодательство РФ;
- деятельность осуществляется без наличия лицензии;
- осуществляется ведение деятельности, что запрещается законом;
- компания не может погасить задолженность перед кредиторами (организацию признают банкротом).
Основание для добровольной ликвидации:
- бизнес оказался нерентабельным;
- учредители потеряли интерес к компании;
- окончился срок, на который было создано предприятие;
- достигнуты поставленные цели и в дальнейшем существовании компании нет необходимости.
Проводится процедура и при желании руководства скрыть ошибки в ведении бухгалтерского учета и т. п.
Видео: сложности и особенности
Заявление
Для закрытия компании или ИП стоит правильно составить текст заявления.
Ведь при наличии ошибок есть риск того, что работник уполномоченного органа откажется принять у вас документы, а если и примет по ошибке, оставит заявление без рассмотрения.
Из-за этого процесс может затянуться. Чтобы не нарушать правил, стоит их просто запомнить, тем более что ничего сложного в составлении заявления нет.
Форма бланка
Бланк заявления можно скачать на многих сайтах. Используется регламентированная форма Р26001. Здесь же имеются все необходимые разъяснения по поводу заполнения. Можно заполнять документ как с помощью компьютера, так и от руки.
Пример формы можно скачать тут.
Если вы предпочли второй способ, помните такие правила:
- заполняйте бланк только черной пастой;
- используйте заглавные буквы;
- буквы должны быть печатными и разборчивыми.
В случае заполнения с помощью программы стоит использовать шрифт Courier New (высота 18, заглавные буквы).
Нотариальное заверение подписей для представления документации о закрытии индивидуального предприятия не понадобится, если документы подаются лично. Об этом говорится в нормативном акте № 129-ФЗ (в третьей главе ст. 9 пункта 1.2.), утвержденном правительством.
Если вы лично будете подавать документы для регистрации ликвидации, стоит поставить подпись в присутствии работника налоговой инспекции.
Порядок заполнения
В пункте «Наименование регистрирующего органа» бланка на ликвидацию предприятия необходимо отразить данные того налогового органа, куда вы будете подавать пакет документов.
Название и код такой инстанции можно выяснить на портале Федеральной налоговой службы, зайдя на страничку «Адрес вашей инспекции». Можно также позвонить по отраженному номеру и спросить, куда следует направить заявление.
Пункт 1 должен отражать сведении о ИП:
- поле 1.1 – 1.3 – ФИО такого лица;
- 1.4 – номер, указанный в свидетельстве о госрегистрации индивидуального предпринимателя;
- 1.5 – отражают дату, когда свидетельство зарегистрировано;
- 1.6 – ИНН предпринимателя.
Далее стоит придерживаться таких правил:
- Выделен пункт, который заполняет лицо, что засвидетельствует подлинность подписи.
- Далее размещают надпись «Мною подтверждается, что вся информация в заявлении достоверна, соответствует представленной документации». ИП прописывает свои контакты.
- В графе «Заявитель» сведения прописываются при работнике нотариальной конторы.
- Следующий пункт заполняется нотариусом.
- Далее бланк заполняется работником налоговой структуры, что принимает документация и платежный документ на ликвидацию.
- В листе А, что прилагается к заявлению, указывается, что заявление и документы получены. Это расписка, что составляется инспектором и передается индивидуальному предпринимателю в течение суток посредством почты.
ИП может не писать, почему он решил ликвидировать предприятие.
В разделе 2 заявления о ликвидации индивидуального предпринимателя можно выбрать способ выдачи свидетельства о прекращении регистрации:
- через почту;
- при личной передаче в руки заявителю;
- через представителя, что действует по доверенности.
Приведем образец заявления на ликвидацию ИП тут.
Дополнительные документы
Для ликвидации понадобится только:
- составленное в соответствии с требованиями заявление;
- платежный документ о том, что государственная пошлина уплачена (ее размер на данный момент составляет 800 рублей).
Дополнительно представляются документы, что подтвердят передачу сведений в пенсионный фонд по месту нахождения, а также журнал, где опубликовано информацию о ликвидации.
Виды ликвидации, представлены тут.
Куда подаются?
Обязательно стоит разобраться, куда отправляться с заявлением о закрытии предприятия – в какой именно уполномоченный орган Российской Федерации. Какие особенности при этом стоит знать?
Налоговая
Если лицо приняло решение ликвидировать свой бизнес, заявление оно подаст в налоговый орган по месту, где предприятие зарегистрировано, то есть по своему юридическому месторасположению.
- Если будут самостоятельно подавать все документы, то нужно с собой иметь гражданское удостоверение личности.
- Если же бланк передает доверенное лицо, то помимо паспорта нужно иметь и документ, который подтвердит право действовать от имени физического лица.
Это должна быть нотариально удостоверенная доверенность.
- Если документ направляется по почте, также требуется заверение работником нотариальной конторы.
- При подаче в электронном виде следует поставить электронную подпись, что действовала на момент представления документа.
Пенсионный фонд
Лицо, что ликвидирует предприятие, должно представить справку из пенсионного фонда о том, что у него нет задолженностей. Но если такой документ не будет подан, представитель налогового органа самостоятельно подаст запрос в Пенсионный фонд российской Федерации.
К тому же, о предстоящей ликвидации необходимо уведомить ПФ России в течение 12 дней с момента закрытия.
Для этого стоит отправиться в уполномоченный орган с полученным свидетельством о ликвидации. Если у предпринимателя были наемные работники, то нужно представить и отчетность за последний расчетный период.
Сколько рассматриваются
Заявление должно рассматриваться в течение 30 дней (это общая длительность ликвидации).
- Если поднимается вопрос о закрытии иностранного предприятия, заявление должно быть рассмотрено в течение 2 недель.
- Если уполномоченный орган решает нагрянуть с проверкой, заявление будет рассматриваться после ее завершения. Такой процесс может затянуться на 3 месяца.
Вся процедура закрытия предприятия (с подготовкой документов) может длиться и полгода.
Пенсионным фондом принимается решение о снятии с учета в течение 10 дней. На само снятие с учета потребуется еще 7 дней.
В общих случаях рассмотрение заявления на ликвидацию не длится более 5 – 7 дней.
Особенности
Есть ряд нюансов, которые стоит знать каждому предпринимателю. Выясним, как быть при ликвидации компании с долгами и что нужно помнить о госпошлине.
При наличии долгов
Если предприятие имеет долги, то ликвидация осуществляется принудительно. Обычно это происходит в арбитражном суде, если участники процесса не могут найти решение возникающих противоречий самостоятельно.
ИП считается несостоятельным, если он не может исполнить свои долговые обязательства перед кредиторами. Суд выносит решение о способах и порядке погашения задолженностей. Источником будет выступать имущественный объект предпринимателя.
Ликвидация проводится так:
- Предприниматель признается банкротом.
- Он получает запрет не ведение деятельности в течение определенного периода.
- Права физлица (иностранного) находиться в стране аннулируются
Пошаговая инструкция, как закрыть ИП, представлена тут.
Образец требований кредиторов при ликвидации, можно посмотреть здесь.
Оплата госпошлины
При заполнении квитанции на оплату госпошлины можно воспользоваться порталом Федеральной налоговой службы. Бланк квитанции распечатайте.
Оплата осуществляется в любом банковской учреждении. Комиссия при этом не должна взиматься.
После оплаты необходимой суммы квитанцию стоит прикрепить к заявлению Р26001 (с помощью скрепки или степлера). Можно также оплатить государственный платеж за услугу онлайн.
В Приказе Министерства финансов Российской Федерации, что был утвержден 26 декабря 2013 № 139н говорится о том, что неподача платежки не может стать основанием для отказа в проведении процедуры. Ведь налоговая инспекция может и самостоятельно проверить факт уплаты государственной пошлины в интернете.
Итак, порядок ваших действий:
- Заполняете бланк квитанции.
- Уплачиваете установленную сумму госпошлины любым из перечисленных способов.
- Идете к представителю налогового органа с заявлением, квитанцией.
- Сдаете документацию и получаете расписку о том, что ваше заявление принято.
- Ждете несколько дней и отправляетесь за свидетельством о прекращении регистрации ИП.
Дополнительные процедуры:
- Подается извещение в ПФ РФ, осуществляется сверка и погашение задолженностей по страховым взносам.
- Производятся расчеты с персоналом.
- Закрывают расчетный счет.
- Сверяются данные с внебюджетными фондами. Уплачиваются долги.
- Снимаются с учета кассовой техники.
В законодательных документах нет положения, которое требовало бы сдать документы в госархивы. Но вся документация должна все равно храниться не менее 3 лет. Ведь именно в течение такого времени налоговый орган может провести проверку тех документов, что имеют отношение к вашей (уже бывшей) деятельности.
Не нарушайте законов России ни при ведении бизнеса, ни при ликвидации предприятия. При составлении заявления о закрытии опирайтесь на актуальные нормативные документы.