Создание комиссии осуществляется по законодательному праву учредителей или органов государственной власти, принявших решение о ликвидации (ст.62 ГК РФ).

Утверждение комиссии производится в порядке согласования ее состава с органами юстиции, в соответствии с распоряжением о порядке и сроках ликвидационной процедуры.

В состав комиссии могут входить:

  • специалисты по управлению антикризисной ситуации на предприятии;
  • сотрудники Министерств, органов финансовой политики, органов исполнительной власти;

Обязанности и полномочия комиссии прекращаются со дня исключения муниципальной унитарной организации из списка Единого Государственного реестра. Утвержденный состав комиссии обязан провести процедуру ликвидации в соответствии с установленным порядком (ст.63 ГК РФ).

Деятельность ликвидационной комиссии состоит из таких этапов:

  • подается письменное уведомление в регистрирующий орган о начале процедуры ликвидации предприятия;
  • подается объявление в СМИ о том, что унитарное образование признано банкротом и осуществляется процедура завершения его деятельности.

    Публикация содержит информацию о порядке процедуры и сроке, в которые существует возможность заявить кредиторам о своих требованиях и включится в реестр кредиторов. Подача требований кредиторов длится не менее двух месяцев. Начало подачи претензий начинается в день опубликования сообщения;

  • подается извещение о начале процедуры в налоговую службу, банковские организации, центр занятости (с приложением перечня сотрудников) и внебюджетные фонды;
  • выявляются известные должники и кредиторы.

    Комиссия в письменном виде оповещает их о начале ликвидации унитарного образования, предпринимает соответствующие меры в получении дебиторской задолженности;

  • составляется промежуточный и ликвидационный баланс.

    Промежуточный баланс отображает состояние финансового положения предприятия в период принятия решения о ликвидации. На его базе ликвидационная комиссия проводит соответствующие расчеты с заимодавцами и составляет иски в отношении должников. Ликвидационный баланс составляется после завершения процедуры расчетов с целью отражения оставшихся активов компании.

Понятие

Муниципальное унитарное предприятие законодательно является юридическим лицом и обладает особым статусом (ст.48 ГК РФ). Коммерческую компанию невозможно причислить ни к субъектам товарищества, ни к иным хозяйственным обществам. Главная особенность такого субъекта состоит в том, что у него отсутствуют имущественные права на активы, данные в распоряжение.

Унитарным считается предприятие, которое организует хозяйственную деятельность, без права распоряжения имуществом (ст.113 ГК РФ).

Унитарное предприятие имеет возможность:

  • вести собственный баланс;
  • от собственного лица покупать и осуществлять права на имущественной и неимущественной основе;
  • нести ответственность за сохранность имущества;
  • выступать в суде в качестве истца или ответчика.

Ликвидация предприятия осуществляется собственником имущества или на основании решения суда по заявлению кредиторов.

Собственник проводит процедуру ликвидации организации на основании постановления о ликвидации муниципального унитарного предприятия (ст.61 ГК РФ).

Для этого создается ликвидационная комиссия, к которой переходят права и обязанности ликвидируемого образования.

Законодательство

Главным законодательным актом, определяющим осуществление деятельности унитарного образования, является Гражданский Кодекс РФ и ФЗ №161-ФЗ.

В этих документах определен:

  • порядок ликвидации, и реорганизации;
  • а также права и обязанности собственника в договорных отношениях с созданными унитарными образованиями.

Видео: ФАС при работе с государственными предприятиями

Основы деятельности

Унитарная форма образования проводит свою хозяйственную деятельность в соответствии с Уставом (ст.9 ФЗ №161-ФЗ). Отрицательные стороны ведения деятельности заключаются в низкой управленческой открытости. Однако преимуществом таких образований является то, что имущество выступает собственностью государства.

Предприятия такого характера могут быть созданы государством или муниципалитетом (ст.10 ФЗ №161-ФЗ).

Различают два вида унитарных образований в зависимости от формы передачи имущества:

1. На правах хозяйственного управления.

  • Такие образования имеют возможность распоряжаться имущественными правами в рамках осуществления хозяйственной деятельности.
  • Однако они лишены возможности передавать имущество в собственность третьим лицам.
  • Руководство назначается собственником, который вправе принимать решение о реорганизации, определении целей хозяйствования и ликвидации предприятия.
  • Еще одной особенностью является то, что основатель имеет право получать долю доходов, но не отвечает за образовавшиеся долги.

2. На правах оперативного управления.

  • Имущественные права предприятия принадлежат федеральным органам власти. Такое образование может называться «Казенное федеральное предприятие».
  • Имущество не может быть отчуждено без письменного разрешения его собственника.
  • Реализация продукции, производимой казенной организацией, осуществляется самостоятельно или по соглашению с собственником.
  • Доход от продажи распределяется согласно с постановлением Правительства РФ.
  • Организационные моменты, включая порядок назначения руководства, ликвидацию и другие вопросы решаются собственником предприятия.

Порядок

Очень часто в сложных условиях экономического развития муниципальные образования становятся нерентабельными и теряют конкурентоспособность.

Это является основанием для прекращения хозяйственной деятельности предприятия (ст.63 ГК РФ).

Инициаторы

Инициировать ликвидацию унитарного образования имеет право:

  • собственник имущества организации;
  • суд.

Основания

Собственник может принять решение о начале процесса ликвидации муниципального образования по следующим причинам:

  • потеря заинтересованности владельца в осуществлении хозяйственной деятельности организации;
  • низкий уровень показателя рентабельности или высокий уровень убыточности;
  • достигнуты поставленные задачи;
  • истек срок действия двухстороннего договора.

Ликвидация предприятия по решению суда осуществляется по следующим причинам:

  • организация была создана с грубыми нарушениями законодательства, исправить которые невозможно;
  • деятельность субъекта хозяйствования производилась без наличия лицензии;
  • хозяйственная деятельность исполнялась с многократными нарушениями законодательства;
  • унитарное образование выполняло деятельность, не предусмотренную законом;
  • иные основания, предусмотренные в ГК РФ.

Документы

Ликвидационная комиссия в трехдневный срок должна представить сведения о начале ликвидации в регистрирующий орган. Срок подачи заявления определен ФЗ №129-ФЗ. Уведомление заполняется по форме Р15001.

Пример формы можно скачать тут.

Вместе с ним необходимо представить следующий пакет документов:

  • заключение собственника об инициации процесса ликвидации;
  • сведения о составе ликвидационной комиссии;
  • справку о государственной регистрации по форме Р16001;

    Пример формы можно скачать тут.

  • ликвидационный баланс;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Способы

Гражданский Кодекс определяет три способа процесса ликвидации унитарного образования:

  • добровольная ликвидация (по решению собственника);
  • принудительная ликвидация;
  • банкротство.

По решению собственника

Добровольный процесс ликвидации предусматривает следующие этапы:

  • создание комиссии по ликвидации;
  • определение сроков и процедуры ликвидации;
  • определение способа оповещения кредиторов;
  • подача сведений в регистрирующий орган.

Информация о начале проведения процедуры публикуется в СМИ («Вестник государственной регистрации»). Здесь указывается юридический адрес и срок предъявления требований кредиторов.

Принудительная

Принудительный процесс ликвидации осуществляется по решению государственных органов власти. Прекращение деятельности предприятия происходит по решению суда. Суд определяет срок, в течение которого должно быть выполнена процедура.

При несоблюдении судебного постановления, суд вправе самостоятельно назначить ликвидатора.

Банкротство

Муниципальный субъект может прекратить свою деятельность на основании ст.65 ГК РФ. Такое решение принимается в случае, когда организация не имеет возможности производить расчеты с поставщиками или по обязательным платежам. Срок задолженности должен составлять свыше трех месяцев.

ФЗ №127-ФЗ «О несостоятельности…» предусматривает обязательное присутствие на заседании суда собственника организации.

Последствия

Ликвидация унитарного образования может считаться завершенной, когда в ЕГРЮЛ будут внесены записи об окончании процедуры. Для того чтобы избежать правовых последствий ликвидационная комиссия обязана соблюдать нормы законодательства.

Если при осуществлении ликвидации были допущены грубые ошибки, процесс может быть объявлен незаконным.

Комиссия имеет право во избежание ошибок, привлечь специалистов:

  • антикризисного управления;
  • финансовых органов;
  • профильных министерств.

Вопросы

При ликвидации муниципального унитарного предприятия могут возникнуть следующие вопросы:

  • что делать с имуществом;
  • какие сроки ликвидации;
  • судебная практика;
  • как быть с долгами.

Что с имуществом

Оставшееся после ликвидации имущество переходит в распоряжение Министерства государственного имущества РФ. После чего оно может быть передано в распоряжение иного казенного предприятия. Процедура ликвидации муниципального унитарного образования производится в соответствии с требованиями ст.65 ГК РФ.

Сроки

Подача сведений в регистрирующий орган производится в трехдневный срок (ст.20 ФЗ №129-ФЗ).

Одновременно о начале ликвидации предприятия подается извещение в СМИ. В течение двух месяцев кредиторы имеют право заявить о своих претензиях. После завершения процедуры ликвидации предприятие исключается из ЕГРЮЛ.

Судебная практика

При наличии оснований для начала процедуры ликвидации по решению суда, применяются нормы Гражданского Кодекса РФ и ФЗ №161-ФЗ от 14.11.2002.

Ознакомиться с судебной практикой можно здесь.

С долгами

Ликвидация унитарного предприятия с долгами осуществляется в общем порядке. Погашение задолженности перед кредиторами осуществляется на основании ст.129.1 ФЗ «О несостоятельности…». Требования кредиторов погашаются только в том случае, если они были включены в реестр кредиторов.