Открытие предприятия является не простой процедурой, однако ликвидировать его с юридической точки зрения еще сложнее. Необходимость проведения данной процедуры возникает, как правило, в том случае, когда компания перестает приносить доходы и дальнейшее ее существование является нецелесообразным.

Понятие

Ликвидация заключается в прекращении деятельности юр. лица без осуществления правопреемства, то есть при осуществлении этой процедуры не происходит перехода прав, которыми обладало предприятие и его обязанностей к другим лицам.

Все правовые моменты, связанные с ликвидацией субъектов хозяйствования закрепляются ГК РФ, а также другими правовыми актами.

Законодательство

Законодательство, которое регулирует вопросы ликвидации, включает Законом ФЗ-67 в 2015 году. Некоторые из этих изменений начнут свое действие с января 2016 года.

Помимо порядка, данные изменения ужесточили ответственность за нарушение законодательства при ликвидации предприятия внесенными соответствующими изменениями в УК и КоАП.

Процедуру ликвидации регулирует также ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О гос. регистрации юр. лиц и ИП», также другие правовые акты и положения уставов самого предприятия.

Орган местного самоуправления

Местное самоуправление представляет собой органы, которые избираются населением и наделяются полномочиями относительно решения вопросов, имеющих местное значение (ст. 2 ФЗ № 131, регулирующего принципы организации самоуправления на местах в РФ).

В случае, если органы местной власти наделяются правами юр. лица на основании ст. 41 ФЗ № 131). При этом глава муниципального образования правами юр. лица не обладает.

  1. Представительные органы муниципальных образований и администрации городского поселения как юр. лица действуют, руководствуясь законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  2. Ликвидация органов самоуправления на местах, производится в порядке, который устанавливается ГК, ФЗ № 129 «О гос. регистрации юр. лиц и ИП», а также законом № 7-ФЗ.

Видео: грядут перемены

ОАО

  1. Особенности при ликвидации акционерного общества определены положениями статьи 2-24 ФЗ от 26.12.95 N 208-ФЗ «Об АО» (в ред. от 07.05.2009).
  2. Ликвидация АО регулируется ст. 64 ГК РФ.
  3. Дополнительные основания для ликвидации определяет Закон об АО (ст. 34).
  4. Решение о ликвидации определяется обществом в соответствии с п. 5 ст. 35 Закона об АО.

Если по результатам аудита чистые активы будут меньше стоимости минимального уставного капитала, то в обязанности ликвид. комиссии входит размещение в печати сведений, которые касаются ликвидации общества, а именно, порядка и сроков, в которые кредиторы могут предъявить свои требования.

При ликвидации общества, распределение имущества между акционерами и собственниками обыкновенных акций, а также всех других типов акций, которые считаются привилегированными, осуществляется в последнюю очередь.

При ликвидации общества, его имущество должно распределяться между акционерами после того, как завершены расчеты с кредиторами.

Банка

При осуществлении банковской деятельности, собственники и руководители банков, как и других кредитных организации (КО), очень часто не справляются с конкуренцией, что приводит к ухудшению финансового состояния и, как следствие, к банкротству, санации, или полной ликвидации юр. лица.

Мерой, позволяющей предупредить банкротство банка, является реорганизация, которая происходит посредством слияния банка с кредитной организацией, занимающей более устойчивое положение на рынке.

Если неплатежеспособный банк не выполняет требований Комитета банковского надзора БР относительно финансового оздоровления или реорганизации в соответствии с Федеральными законами ЦБ РФ, на основании Закона «О несостоятельности КО» назначается временная администрация сроком на 6 месяцев.

Она:

  • разрабатывает мероприятия, способствующие финансовому оздоровлению;
  • осуществляет контроль за имуществом организации;
  • а также устанавливает размер требований кредиторов и принимает меры относительно взыскания задолженности.
  1. Если по истечении данного срока финансовое положение банка восстанавливается, то временная администрация отменяется и банк продолжает свою деятельность.
  2. Если улучшить финансовое положение банка временной администрации не удалось, то Ассоциация по реорганизации КО принимает решение о ликвидации банка.

В этом случае ЦБ отзывается лицензия.

Ликвидировать банк может также и суд по иску ЦБ РФ в случае, если деятельность банка осуществляется с нарушением нормативно-правовых актов, регулирующих его деятельность. В таком случае инициатива ликвидации проявляется в отзыве лицензии банка.

Фонда

Благотворительный фонд в любой момент может принять решение ликвидироваться. Однако причин для добровольной ликвидации деятельности таких фондов не существует. Для принятия такого решения необходима подача заявления в суд.

Основными причинами, которые могут повлечь ликвидацию, являются:

  • не возможность продолжения функционирования в связи с ограниченными финансовыми возможностями, а также отсутствием перспективы получить необходимые финансы в будущем;
  • невозможность достигнуть цели, которые изначально ставились перед фондом;
  • отклонение от поставленных в момент организации фонда задач;
  • другие причины установленные законодательством.

Получение решения суда представляет собой начальный этап ликвидация фонда, последующую работу выполняет ликвидатор, которого назначает суд.

К числу некоммерческих организаций относятся также кооперативы, образованные посредством добровольного объединения граждан и юр. лиц на основе членства.

Ликвидация кооператива осуществляется на основании ст. 27 ФЗ № 41 «О производственных кооперативах». Это может произойти на основании решения его членов, которое принимается на общем собрании, или в связи с окончанием срока, на который он создавался, а также в связи с достижением целей, для которых он был создан.

Унитарных предприятий

Деятельность таких предприятий регулируется ФЗ № 161 «О гос. и муниципальных предприятиях». В трактовке ст. 61 ГК ликвидация унитарного предприятия представляет собой комплекс правовых мер (включающих бухгалтерские), который направлены на абсолютное прекращение деятельности и не предполагает передачу обязанностей другим лицам.

Инициировать ликвидацию МУП могут органы самоуправления на местах или суд.

МУП не обладают правом собственности, на них лишь возлагаются обязанности по управлению подведомственным имуществом.
В остальном ликвидации данного вида предприятий, за исключением некоторых нюансов (в том числе и формы заявлений), не отличается от ликвидации других видов юр. лиц.

ИП

Причины, по которым может происходить ликвидация ИП, отличаются от оснований закрытия юр. лиц.

А именно, предприниматель может ликвидироваться если:

  • такое решение принял непосредственно сам ИП;
  • в связи со смертью физ.лица-ИП;
  • аннулированы документы на право постоянного проживания в РФ или срок их действия окончился;
  • судом, в качестве наказания, применена мера в виде лишения права на занятие предпринимательством.
  • ИП является банкротом.

Ломбарда

Ломбардами в соответствии с законодательством РФ являются организации, которые выдают микрозаймы физ. лицам под залог. Порядок их создания и ликвидации регулируется Законом № 196 «О ломбардах».

Отличительной особенностью, присущей ликвидации ломбардов, является расторжение договора заключенного со страховой организации. Выполняет это председатель ликвидационной комиссии после того, как завершены расчеты с залогодателями. Помимо этого требуется направить заявление об исключении ломбарда из реестра ЦБ РФ.

В ходе банкротства частично используются нормы гл. 9 Закона № 127. Требования, которые предъявляют к ломбарду кредиторы, погашаются в порядке очередности. Особое внимание при этом уделяется страхованию рисков, залогов, а также других видов обеспечения.

С иностранным учредителем

Получить статус коммерческой организации обладающей иностранными инвестициями на основании ст. 4 Закона об иностранных инвестициях российское предприятие может с момента вхождения в состав его учредителей иностранного инвестора.

Ликвидация данного вида предприятия производится на общих основаниях, которые предусматривает ст. 61 ГК.

Однако принять решение о ликвидации, предприятие с иностранным инвестором не может без наличия согласия иностранца, выраженного однозначно. Это отмечает президиум ВАС РФ в своем обзоре практики рассмотрения арбитражными судами споров о защите интересов иностранных инвесторов № 58.

Нюансы налогообложения

До того момента пока в ЕГРЮЛ не будет занесена запись об исключении предприятия, оно обязано исполнять требования ст. 23 НК, касающиеся налогообложения предприятия и уплаты налогов в общем порядке.

То есть предприятие до самого последнего дня своего существования должно предоставлять в ФНС налоговые декларации, а также, по итогам операций, совершённых ликвид. комиссией с целью прекращение его деятельности, уплачивать налоги.

  1. Об этом свидетельствуют требования ст. 44 НК, предполагающие прекращение обязательства по уплате налогов и сборов для предприятия одновременно с его ликвидацией.
  2. Наряду с этим ст. 49 НК предусматривает возможность ликвидировать предприятие только после того, как произведен полный расчет с бюджетной системой РФ.
  3. В ходе проведения ликвидации основным риском для предприятия является назначение выездной налоговой проверки, которая проводится в соответствии со ст. 89 НК.

На добавленную стоимость

Статья 146 НК определяет, что объектом обложения НДС признаются операции, связанные с реализацией товаров, выполнением работ и предоставлением услуг, произведенные на территории РФ.

В пункте 3 статьи 39 НК, не признаются объектам подлежащим обложению НДС.

Пункт 3 статьи 39 НК к таким операциям относит:

  • операции по обращению российской и иностранной валюты;
  • передачу имущества в уставный фонд предприятия при его формировании или выходе участника, а также в ходе распределения имущества ликвидируемого предприятия между его участниками.

Таким образом, если выплата доли участнику производится денежными средствами, эта операция, в понимании статьи 146 и 39 НК, не будет являться объектом обложения НДС, несмотря на то, что выплачиваемая доля превышает первоначальный взнос, который участник вносил в уставный фонд предприятия.

При возвращении доли имуществом в процессе выхода участника или ликвидации общества данная операция также не признается реализацией в соответствии с гл. 21 НК, но только в пределах первоначального взноса, который совершали участники при организации общества. Стоимость имущества, превышающая первоначальный взнос, будет являться объектом обложения НДС у передающей стороны.

Налог на прибыль

Статьей 249 НК предусмотрено, что доходом от реализации, который подлежит обложению налогом на прибыль, признается выручка, которая получена предприятием ходе реализации товара, выполненных работ или предоставленных услуг, а также имущественных прав.

Производимое в ходе ликвидации предприятия распределение имущества (денежных средств, полученных от его реализации) между его участниками на основании письме № 03-03-04/1/525 от 19.06.2006.