Начиная собственный бизнес, многие предприниматели выбирают такую форму его ведения, как ООО. И это не случайно.
Среди достоинств данного юридического лица:
- скромная сумма минимального уставного капитала;
- ограничение размера отвественности создателей;
- простота регистрации.
Процедура создания ООО не требует особых затрат, ни временных, ни финансовых. К тому же некоторые новые правила регистрации ООО в 2016 году еще больше упростят весь процесс.
Воспользовавшись пошаговой инструкцией, представленной в данной статье, легко проделать все самостоятельно.
А при сомнениях в собственных силах, всегда есть возможность заказать и оплатить юридической компании услугу «регистрация ООО под ключ».
Понятия
Согласно ст. 2 Гражданского кодекса, непременным условием для занятия предпринимательской деятельностью является государственная регистрация.
Под ней понимается внесение в соответствующие государственные реестры сведений, касающихся создания, любых изменений или ликвидации юридических лиц или ИП.
Информация о создании ООО и его дальнейшей судьбе, вплоть до прекращения деятельности, вносится в ЕГРЮЛ.
Государственный орган, уполномоченный делать записи — Федеральная налоговая служба (ФНС).
Для включения записи в реестр создатели ООО представляют в регистрирующий орган требуемые сведения и документы. Они проверяются, а затем на их основе делает запись в ЕГРЮЛ.
В подтверждение этого факта выдается документ — свидетельство о регистрации. Пример можно скачать тут.
Законодательные основания
Основными нормативными актами, в которых подробно рассмотрены порядок создания ООО и особенности его государственной регистрации, будут:
- часть 1 Гражданского кодекса;
- закон «Об ООО», от от 08.02.1998 N 14-Ф;
- закон «О госрегистрации юрлиц и ИП»от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ.
Законодательно определен пакет учредительных документов, требуемых для госрегистрации. Основным условием регистрации ООО является их полнота и достоверность. А также рассмотрен порядок действий, которые необходимо совершить.
Закон допускает возможность представительства, то есть передачи полномочий по свершению регистрационных действий посреднику.
Но для этого необходима должным образом оформленная доверенность.
Пример доверенности скачайте тут.
Порядок действия регистрации ООО
Все действия по созданию общества можно разделить на три больших этапа:
- подготовка необходимых документов;
- подача и получение документов;
- обязательные действия после регистрации.
Видео: детально
Подготовка к регистрации
Создание ООО начинается задолго до получения свидетельства о его регистрации.
Для начала учредители должны:
- принять соответствующее решение;
- а также определить кто, в каком размере и какой форме внесет имущество в уставный капитал.
Его минимальный размер закон устанавливает в 10000 рублей. В текущем году эта или большая сумма должна появиться на расчетном счете нового юрлица не позднее 4 месяцев с даты регистрации (ст. 16 закона «Об ООО»).
Также на подготовительном этапе создаются учредительные документы, без которых невозможно внести запись в ЕГРЮЛ.
Создание устава
Основным учредительным документом общества будет устав.
Его наличие обязательно. Пример можно скачать тут.
Из устава можно получить информацию:
- о наименовании компании;
- ее местонахождении;
- видах деятельности;
- органах управления.
Также в уставе указывается порядок различных изменений, например, размера уставного капитала, передачи долей и т.д.
Устав ООО несложно составит самостоятельно, воспользовавшись одной из типовых форм. Или же можно заказать его написание профессиональному юристу.
Для регистрации потребуется два экземпляра этого документа:
- один затем вернется участникам;
- а второй останется в ФНС.
Запрос на предоставление копии устава
Второй экземпляр устава, хранящийся в налоговой инспекции может потребоваться для получения копии с него.
Согласно закону о госрегистрации, сведения государственных реестров являются открытыми и могут быть предоставлены любому заинтересованному лицу.
В том числе и самим учредителям общества, если первый экземпляр по какой-то причине недоступен или утерян. Для получения копии устава необходимо подать в ФНС соответствующее заявление и уплатить госпошлину в размере 200 рублей.
Если копия выдается участнику общества, то услуга бесплатна.
Оформление решения или протокола общего собрания
- Вопрос об учреждении ООО решается на общем собрании его участников, если их несколько.
- Или принимается единственным учредителем.
Такое решение необходимо правильно оформить. Если участников больше одного, то созывается собрание и ведется протокол. Он подписывается председателем собрания и секретарем, а решение — только самим учредителем.
Разница в сведениях, представленных в протоколе и решении единственного участника невелика.
В них обязательно должны быть:
- выбор формы юрлица — ООО;
- наименование и юридический адрес компании;
- размер уставного капитала;
- распределение долей (для протокола);
- утверждение устава;
- назначение руководителя;
- выбор лица, отвечающего за проведение регистрации (для протокола).
Детально про регистрацию ООО в другом регионе, написано тут.
Договор об учреждении
А вот этот документ относится к разряду необязательных. Его отсутствие не помешает проведению регистрации. В большей степени такой договор необходим самим учредителям.
В нем они перечисляются поименно, а также определяется размер принадлежащих им долей в уставном капитале.
Но гораздо существеннее то, что договор определяет каким именно имуществом и в какой срок эта доля будет внесена. Прописывается и ответственность участников за нарушение этой договоренности.
Подтверждение юридического адреса
До недавнего времени требовалось, чтобы юридический адрес организации совпадал с местом ведения фактической деятельности.
Но на самом деле, назначение юридического адреса — своевременное получение необходимой корреспонденции.
В том числе и из фискальных или контролирующих органов. Согласно последним изменениям в законодательстве, это может быть даже домашний адрес генерального директора.
При указании юридического адреса стоит помнить, что ФНС служба может осуществить проверку поданных сведений.
И если они окажутся ложными, то в регистрации будет отказано.
Чтобы этого не произошло, необходимо сразу представить подтверждающие документы:
- право собственности на помещение;
- или же договор аренды и согласие собственника.
Заявление на открытие ООО
Основанием для начала процедуры регистрации является подача заявления.
Оно имеет определенную форму — Р11001. Пример можно скачать тут.
Также найти бланк и образцы заполнения можно либо на сайте Налоговой службы, либо в одной из справочно-правовых систем.
Этот многостраничный документ (24 листа) заполняется печатными буквами черной пастой.
Он содержит те же данные, что отражены в уставе:
- форма и наименование;
- юридический адрес;
- размер уставного капитала;
- состав учредителей и их подписи и т.д.
Оплата госпошлины
Государственная услуга по внесению записи в ЕГРЮЛ является платной. Размер госпошлины для ООО равен 4000 рублей.
Эту сумму необходимо заплатить до подачи заявления, так как квитанция входит в пакет необходимых для регистрации документов.
Способ, которым это будет проделано, выбирается учредителями самостоятельно.
Подача документов для открытия ООО в ИФНС
Заявление и все прилагаемые к нему документы передаются в регистрирующий орган — ИФНС по месту нахождения будущего ООО. Основной способ это сделать — личная явка учредителей.
Но также от их имени может выступать кто-то один или вовсе постороннее лицо, посредник.
Но для этого у него должен быть документ, подтверждающий его полномочия — доверенность.
Пример доверенности представлен тут.
Вторым способом является передача документов через МФЦ. Но она доступна далеко не везде, поэтому стоит проверить, есть ли такая возможность в конкретном населенном пункте.
Инспектор принимает заявление и документы, проверяет полноту их комплекта и правильность заполнения. А затем выдает расписку в получении.
Получение документов на открытие ООО из ИФНС
Через три рабочих дня (с 16.01.2016 г.), а не пять как ранее, можно отправляться за результатами в ИФНС. За этот срок либо ООО будет зарегистрировано, либо в этом будет отказано.
Отказ можно обжаловать в самой инспекции, а если жалобу не удовлетворят — обратиться в суд. Соблюдение такого порядка обязательно.
В случае же благоприятного исхода дела учредитель или его представитель получит:
- свидетельство о госрегистрации общества;
- зарегистрированный экземпляр устава;
- документ о постановке на налоговый учет;
- выписку из ЕГРЮЛ.
Получение уведомления о присвоении кодов статистики
Для открытия расчетного счета зарегистрированному ООО потребуются коды статистики. Выдает их Росстат.
Налоговая инспекция обязана уведомить эту организацию о появлении нового юридического лица.
В ответ Росстат высылает на указанный в уведомлении юридический адрес требуемую информацию. Или не высылает, тогда придется нанести визит за ними самостоятельно.
Для получения кодов потребуются:
- свидетельство о госрегистрации;
- и выписка из реестра.
Изготовление печати
Круглая печать является обязательным атрибутом ООО. В отличие от ИП, которым она не требуется.
Изготовить печать можно в любой компании, предоставляющей подобные услуги.
Обязательных элементов три:
- наименование;
- местонахождение (достаточно указать город);
- ОГРН.
Открытие расчетного счета
Завершающим этапом будет открытие расчетного счета, на который предстоит перечислить уставный капитал.
Он может быть открыт в любом банке. Счетов бывает и несколько.
Для открытия счета потребуются учредительные:
- документы;
- свидетельство и выписка из налоговой;
- а также подтверждение полномочий гендиректора и главбуха.
О том, как провести регистрацию изменений в уставе ООО, написано тут.
Подробно про регистрацию ООО с одним учредителем, читайте здесь.
Что делать после
После завершения необходимых формальностей в налоговой инспекции и банке, вновь созданной компании необходимо встать на учет в трех фондах:
- пенсионном (ПФР);
- социального страхования (ФСС);
- обязательного медицинского страхования.
Совершать дополнительные действия для этого не требуется. Сведения о появлении нового ООО подает в указанные организации налоговая инспекция. В ответ на юридический адрес компании приходит уведомление от каждого из фондов о постановке на учет.
Если уведомления не были присланы почтой, то их можно получить самостоятельно.
Дополнительная регистрация требуется только для ООО-работодателей. Хотя, порой, работники ООО представлены только генеральным директором, с которым заключен трудовой договор.
Еще одним шагом, прежде чем приступить к извлечению прибыли из собственных действий, будет получение лицензии.
Но только в том случае, если этого требует вид деятельности общества. Если же лицензия не требуется, то можно приступать к работе.