В 2016 году предпринимателей, желающих зарегистрировать свой бизнес в форме ООО ждет ряд изменений, касающихся порядка и сроков этой процедуры.

Впрочем, регистрация общества по прежнему остается достаточно простой и доступной, что позволяет проделать все самостоятельно, не прибегая к услугам профессиональных юристов.

Рассмотрим подробнее, как же провести первичную регистрацию ООО и внести изменения в поданные сведения при необходимости.

Что это

Под регистрацией понимается внесение сведений о каждой создаваемой коммерческой или некоммерческой организации в специальный государственный реестр.

В дальнейшем в нем же будут отражаться и все изменения, происходящие с юридическим лицом:

  • изменение размера уставного капитала;
  • смена состава участников;
  • реорганизация и т.д. вплоть до ликвидации.

Регистрация ООО — это государственная услуга, оказывать которую уполномочена Федеральная налоговая служба (ФНС).

Законодательство

  1. Основные сведения о юридических лицах, как субъектах предпринимательской деятельности, содержит первая часть Гражданского кодекса.

    В нем же указывается на необходимость государственной регистрации предпринимательской деятельности.

  2. Сама же процедура внесения записи в ЕГРЮЛ подробно рассмотрена в соответствующем законе. Он так и называется «О госрегистрации юрлиц и ИП».
  3. Что же касается учредительных документов, требуемых для совершения регистрационных действий, то их перечень и содержание можно найти в законе «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Видео: что важно

Процедура

Весь процесс создания и регистрации общества можно разделить на несколько последовательных этапов:

  • составление и сбор необходимых документов;
  • подача заявления и собранных сведений в отделение ИФНС;
  • получение документов о регистрации и постановке на учет в различных фондах;
  • действия после регистрации.

Каждый из названных этапов детально урегулирован законодательством. Если неукоснительно следовать его предписаниям и предоставлять все требуемые сведения в полном объеме, то процесс регистрации ООО займет минимум времени.

Неполнота пакета документов или же недостоверность изложенных в них сведений может повлечь отказ в совершении регистрационных действий со стороны налогового органа.

Всего же учредителям (или единственному участнику общества) предстоит выполнить следующие шаги:

1. Решить организационные вопросы, такие как:

  • наименование будущего ООО;
  • его юридический адрес;
  • размер уставного капитала;
  • количество участников и величина их долей в УК;
  • предполагаемая сфера деятельности и кандидатура руководителя.

Все эти моменты проговариваются между участниками и впоследствии могут быть отражены в учредительном договоре.

2. Составление главного учредительного документа — Устава.

Пример Устава смотрите тут.

Все моменты, оговоренные на предыдущей стадии отражаются в положениях устава ООО.

В дальнейшем именно он будет определять порядок деятельности юридического лица и всех изменений в составе его участников или размере уставного капитала.

Способов составить юридически грамотный документ несколько:

  • Можно взять типовую форму и вписать в нее уникальные данные своего ООО.
  • Или же заказать написание устава юридической фирме.

3. Фиксация соглашения учредителей о создании ООО:

  • Если участник один, то это будет его решение.
  • В случае нескольких участников — протокол их общего собрания.

Одним из обязательных пунктов повестки собрания является утверждение устава.

4. Заполнение заявления установленной формы.

Это многостраничный документ, в поля которого вписываются необходимые сведения о будущем юридическом лице и его участниках.

Форму Р11001, инструкцию по ее заполнению и образцы внесения данных можно найти:

  • на сайте налоговой службы;
  • или в справочно-правовых системах;
  • а также скачать тут.

5. Передача документов в ИФНС.

Основной способ передачи сведений — личный визит.

От лица нескольких участником может действовать кто-то один. Но потребуется оформить на него доверенность.

В ряде регионов подать документы на регистрацию можно и через МФЦ. Но лучше заранее уточнить, есть ли такая возможность.

6. В том случае, если у представителей налоговой службы нет претензий к документам, следующим шагом станет регистрация ООО. То есть внесение сведений о нем в государственный реестр — ЕГРЮЛ.

О совершении этого действия будет выдано свидетельство. Пример можно посмотреть тут.

7. Получение свидетельства о госрегистрации и выписки из ЕГРЮЛ, а также зарегистрированного устава в налоговой инспекции. На этом регистрация завершается. Однако, этот шаг еще не последний в деле создания общества.

Сведения о вновь созданном ООО передаются в Росстат и внебюджетные фонды.

8. Получение свидетельств о постановке на учет в ПФР и ФСС, а также кодов статистики.

В идеале их должны выслать почтой на указанный юридический адрес. На деле же их зачастую приходится получать самостоятельно, нанеся визит в соответствующую организацию.

9. Последнее, что необходимо сделать до начала работы ООО, это:

  • изготовить печать;
  • открыть расчетный счет в любом банке и внести на него сумму уставного капитала.

На этом создание общества можно считать законченным.

Список документов

Все документы, которые потребуются для регистрации ООО, делятся на:

  • обязательные;
  • и дополнительные.

Отсутствие любого из обязательных приведет к приостановке процесса регистрации или же отказа в ней.

К таким документам относятся:

  1. Заявление формы Р11001. Образец представлен здесь.

    На основании именно этого документа ИФНС производит процедуру регистрации. Заполнение заявления производится черной ручкой, печатными буквами в отведенных для этого полях. Сведения в заявлении должны совпадать с теми, что изложены в прилагаемых документах.

  2. Устав ООО. Пример смотрите тут.

    Требуется два экземпляра, оба оригиналы: один из них останется в распоряжении ИФНС и с него в случае необходимости будут сниматься копии, а второй экземпляр по завершении регистрации будет передан учредителям.

  3. Протокол общего собрания или решение единственного учредителя. Форма представлена здесь.

    Помимо выражения желания создать юридическое лицо, в этом документе отражаются основные сведения о нем, факт утверждения устава и сведения о руководителе или коллегиальном управляющем органе.

  4. Квитанция об оплате госпошлины.

    Услуга по внесению сведений об ООО в соотвествующий государственный реестр платная. Она оплачивается до подачи документов в налоговую инспекцию любым из доступных способов. В случае отказа в регистрации, средства не возвращаются.

  5. Подтверждающие права на юридический адрес документы.

    Это может быть свидетельство о праве собственности на нежилое здание или квартиру гендиректора, договор аренды согласие собственника помещения и т.д.

    Налоговая служба оставляет за собой право проверить юридический адрес, особенно если по нему уже зарегистрировано несколько организаций. Неудовлетворительный результат проверки (отсутствие здания, непригодность его для использования и пр.) приводит к отказу в регистрации.

Помимо указанных выше документов, участники подают по своему желанию и иные сведения:

  • учредительный договор (если участников несколько);
  • доверенность на передачу документов, если от лица учредителей действует одни из них или же посредник;

    Пример смотрите здесь.

  • заявление о выборе одного из специальных налоговых режимов (УСН, ЕСНХ или ЕНВД).

Учредительный договор не является обязательным документом, но может содержать важные сведения. Например, о сроках и порядке внесения участниками своих долей в уставный капитал общества.

Если не представить при регистрации заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то в дальнейшем перейти на нее подучится только со следующего календарного года. А до тех пор платить налоги по общей схеме.

После завершения регистрации, участники также получают пакет документов:

  • свидетельство о регистрации;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • сведения о постановке на налоговый учет;
  • зарегистрированный экземпляр устава.

С двумя участниками

Закон допускает создание ООО как одним участником, так и несколькими. Принципиальные отличия регистрации в каждом из случаев невелики. Если участников два и более, то уставный капитал делится на доли. Их размер может быть равным или нет, все зависит от договоренности между ними.

Размер долей фиксируется в уставе.

Одновременно, по желанию участников, они могут составить и учредительный договор, где детализируются порядок и сроки внесения долей.

Вторым отличием регистрации ООО с двумя участниками и более будет созыв общего собрания и ведение его протокола.

Среди вопросов, включенных в повестку, будут:

  • выборы председателя, который затем подпишет протокол;
  • принятие решения о создании ООО;
  • утверждение устава;
  • выборы или назначение гендиректора и ответственного за проведение регистрации.

Стоимость

Конечная стоимость регистрации зависит от выбранного способа ее проведения.

Если проделать все самостоятельно, то затраты будут состоять из:

  • госпошлины — 4000 рублей;
  • а также платы за услуги нотариуса при удостоверении доверенности.

Заказав «регистрацию под ключ», придется помимо этих необходимых расходов оплатить и услуги посредников.

Каковы изменения при регистрации ООО

Изменений, связанных с регистрацией ООО в 2016 году немного. В основном они касаются сроков проведения действий и внесения уставного капитала. Однако есть новшества, затронувшие и саму процедуру.

Перемены, связанные с нотариатом

С 2014 года была упрощена процедура подачи документов для регистрации. При личном обращении в ИФНС  нет необходимости подтверждать подпись заявителя нотариально. Достаточно предъявить паспорт. Это ускорило и удешевило регистрацию ООО.

Однако, нотариальное удостоверение доверенности и ее копий, если документы подает представитель, по прежнему обязательно.

Также обязательно нотариальное удостоверение подписи при регистрации любых изменений в обществе. Исключение — электронно-цифровая подпись.

Данные, предоставляемые в ЕГРЮЛ

К числу изменений относится и необязательность подачи сведений об открытии расчетного счета и внесении на него половины уставного капитала.

Счет открывается после внесения записи в ЕГРЮЛ, а срок уплаты уставного капитала составляет 4 месяца с этой даты.

Смена адреса

С 2016 года необходимо в трехдневный срок с момента принятия такого решения уведомлять ИФНС о предстоящей смене юридического адреса.

Не распространяется это правило на случаи смены адреса внутри одного муниципального образования, если именно оно указано в уставе (допускается с 2014 года).

Уведомление производится заявлением к которому прилагается протокол собрания, где было принято решение.

Другое

Налоговая служба с 2016 года производит регистрацию ООО в течение трех рабочих дней, а не пяти, как было ранее.