В 2016 году предпринимателей, желающих зарегистрировать свой бизнес в форме ООО ждет ряд изменений, касающихся порядка и сроков этой процедуры.
Впрочем, регистрация общества по прежнему остается достаточно простой и доступной, что позволяет проделать все самостоятельно, не прибегая к услугам профессиональных юристов.
Рассмотрим подробнее, как же провести первичную регистрацию ООО и внести изменения в поданные сведения при необходимости.
Что это
Под регистрацией понимается внесение сведений о каждой создаваемой коммерческой или некоммерческой организации в специальный государственный реестр.
В дальнейшем в нем же будут отражаться и все изменения, происходящие с юридическим лицом:
- изменение размера уставного капитала;
- смена состава участников;
- реорганизация и т.д. вплоть до ликвидации.
Регистрация ООО — это государственная услуга, оказывать которую уполномочена Федеральная налоговая служба (ФНС).
Законодательство
- Основные сведения о юридических лицах, как субъектах предпринимательской деятельности, содержит первая часть Гражданского кодекса.
В нем же указывается на необходимость государственной регистрации предпринимательской деятельности.
- Сама же процедура внесения записи в ЕГРЮЛ подробно рассмотрена в соответствующем законе. Он так и называется «О госрегистрации юрлиц и ИП».
- Что же касается учредительных документов, требуемых для совершения регистрационных действий, то их перечень и содержание можно найти в законе «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Видео: что важно
Процедура
Весь процесс создания и регистрации общества можно разделить на несколько последовательных этапов:
- составление и сбор необходимых документов;
- подача заявления и собранных сведений в отделение ИФНС;
- получение документов о регистрации и постановке на учет в различных фондах;
- действия после регистрации.
Каждый из названных этапов детально урегулирован законодательством. Если неукоснительно следовать его предписаниям и предоставлять все требуемые сведения в полном объеме, то процесс регистрации ООО займет минимум времени.
Неполнота пакета документов или же недостоверность изложенных в них сведений может повлечь отказ в совершении регистрационных действий со стороны налогового органа.
Всего же учредителям (или единственному участнику общества) предстоит выполнить следующие шаги:
1. Решить организационные вопросы, такие как:
- наименование будущего ООО;
- его юридический адрес;
- размер уставного капитала;
- количество участников и величина их долей в УК;
- предполагаемая сфера деятельности и кандидатура руководителя.
Все эти моменты проговариваются между участниками и впоследствии могут быть отражены в учредительном договоре.
2. Составление главного учредительного документа — Устава.
Пример Устава смотрите тут.
Все моменты, оговоренные на предыдущей стадии отражаются в положениях устава ООО.
В дальнейшем именно он будет определять порядок деятельности юридического лица и всех изменений в составе его участников или размере уставного капитала.
Способов составить юридически грамотный документ несколько:
- Можно взять типовую форму и вписать в нее уникальные данные своего ООО.
- Или же заказать написание устава юридической фирме.
3. Фиксация соглашения учредителей о создании ООО:
- Если участник один, то это будет его решение.
- В случае нескольких участников — протокол их общего собрания.
Одним из обязательных пунктов повестки собрания является утверждение устава.
4. Заполнение заявления установленной формы.
Это многостраничный документ, в поля которого вписываются необходимые сведения о будущем юридическом лице и его участниках.
Форму Р11001, инструкцию по ее заполнению и образцы внесения данных можно найти:
- на сайте налоговой службы;
- или в справочно-правовых системах;
- а также скачать тут.
5. Передача документов в ИФНС.
Основной способ передачи сведений — личный визит.
От лица нескольких участником может действовать кто-то один. Но потребуется оформить на него доверенность.
В ряде регионов подать документы на регистрацию можно и через МФЦ. Но лучше заранее уточнить, есть ли такая возможность.
6. В том случае, если у представителей налоговой службы нет претензий к документам, следующим шагом станет регистрация ООО. То есть внесение сведений о нем в государственный реестр — ЕГРЮЛ.
О совершении этого действия будет выдано свидетельство. Пример можно посмотреть тут.
7. Получение свидетельства о госрегистрации и выписки из ЕГРЮЛ, а также зарегистрированного устава в налоговой инспекции. На этом регистрация завершается. Однако, этот шаг еще не последний в деле создания общества.
Сведения о вновь созданном ООО передаются в Росстат и внебюджетные фонды.
8. Получение свидетельств о постановке на учет в ПФР и ФСС, а также кодов статистики.
В идеале их должны выслать почтой на указанный юридический адрес. На деле же их зачастую приходится получать самостоятельно, нанеся визит в соответствующую организацию.
9. Последнее, что необходимо сделать до начала работы ООО, это:
- изготовить печать;
- открыть расчетный счет в любом банке и внести на него сумму уставного капитала.
На этом создание общества можно считать законченным.
О том, как провести регистрацию ООО на домашний адрес учредителя, читайте здесь.
Список документов
Все документы, которые потребуются для регистрации ООО, делятся на:
- обязательные;
- и дополнительные.
Отсутствие любого из обязательных приведет к приостановке процесса регистрации или же отказа в ней.
К таким документам относятся:
- Заявление формы Р11001. Образец представлен здесь.
На основании именно этого документа ИФНС производит процедуру регистрации. Заполнение заявления производится черной ручкой, печатными буквами в отведенных для этого полях. Сведения в заявлении должны совпадать с теми, что изложены в прилагаемых документах.
- Устав ООО. Пример смотрите тут.
Требуется два экземпляра, оба оригиналы: один из них останется в распоряжении ИФНС и с него в случае необходимости будут сниматься копии, а второй экземпляр по завершении регистрации будет передан учредителям.
- Протокол общего собрания или решение единственного учредителя. Форма представлена здесь.
Помимо выражения желания создать юридическое лицо, в этом документе отражаются основные сведения о нем, факт утверждения устава и сведения о руководителе или коллегиальном управляющем органе.
- Квитанция об оплате госпошлины.
Услуга по внесению сведений об ООО в соотвествующий государственный реестр платная. Она оплачивается до подачи документов в налоговую инспекцию любым из доступных способов. В случае отказа в регистрации, средства не возвращаются.
- Подтверждающие права на юридический адрес документы.
Это может быть свидетельство о праве собственности на нежилое здание или квартиру гендиректора, договор аренды согласие собственника помещения и т.д.
Налоговая служба оставляет за собой право проверить юридический адрес, особенно если по нему уже зарегистрировано несколько организаций. Неудовлетворительный результат проверки (отсутствие здания, непригодность его для использования и пр.) приводит к отказу в регистрации.
Помимо указанных выше документов, участники подают по своему желанию и иные сведения:
- учредительный договор (если участников несколько);
- доверенность на передачу документов, если от лица учредителей действует одни из них или же посредник;
Пример смотрите здесь.
- заявление о выборе одного из специальных налоговых режимов (УСН, ЕСНХ или ЕНВД).
Учредительный договор не является обязательным документом, но может содержать важные сведения. Например, о сроках и порядке внесения участниками своих долей в уставный капитал общества.
Если не представить при регистрации заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то в дальнейшем перейти на нее подучится только со следующего календарного года. А до тех пор платить налоги по общей схеме.
После завершения регистрации, участники также получают пакет документов:
- свидетельство о регистрации;
- выписку из ЕГРЮЛ;
- сведения о постановке на налоговый учет;
- зарегистрированный экземпляр устава.
С двумя участниками
Закон допускает создание ООО как одним участником, так и несколькими. Принципиальные отличия регистрации в каждом из случаев невелики. Если участников два и более, то уставный капитал делится на доли. Их размер может быть равным или нет, все зависит от договоренности между ними.
Размер долей фиксируется в уставе.
Одновременно, по желанию участников, они могут составить и учредительный договор, где детализируются порядок и сроки внесения долей.
Вторым отличием регистрации ООО с двумя участниками и более будет созыв общего собрания и ведение его протокола.
Среди вопросов, включенных в повестку, будут:
- выборы председателя, который затем подпишет протокол;
- принятие решения о создании ООО;
- утверждение устава;
- выборы или назначение гендиректора и ответственного за проведение регистрации.
Стоимость
Конечная стоимость регистрации зависит от выбранного способа ее проведения.
Если проделать все самостоятельно, то затраты будут состоять из:
- госпошлины — 4000 рублей;
- а также платы за услуги нотариуса при удостоверении доверенности.
Заказав «регистрацию под ключ», придется помимо этих необходимых расходов оплатить и услуги посредников.
Детально про заявление на регистрацию ООО, читайте здесь.
Порядок регистрации в статистике ООО, рассмотрен тут.
Каковы изменения при регистрации ООО
Изменений, связанных с регистрацией ООО в 2016 году немного. В основном они касаются сроков проведения действий и внесения уставного капитала. Однако есть новшества, затронувшие и саму процедуру.
Перемены, связанные с нотариатом
С 2014 года была упрощена процедура подачи документов для регистрации. При личном обращении в ИФНС нет необходимости подтверждать подпись заявителя нотариально. Достаточно предъявить паспорт. Это ускорило и удешевило регистрацию ООО.
Однако, нотариальное удостоверение доверенности и ее копий, если документы подает представитель, по прежнему обязательно.
Также обязательно нотариальное удостоверение подписи при регистрации любых изменений в обществе. Исключение — электронно-цифровая подпись.
Данные, предоставляемые в ЕГРЮЛ
К числу изменений относится и необязательность подачи сведений об открытии расчетного счета и внесении на него половины уставного капитала.
Счет открывается после внесения записи в ЕГРЮЛ, а срок уплаты уставного капитала составляет 4 месяца с этой даты.
Смена адреса
С 2016 года необходимо в трехдневный срок с момента принятия такого решения уведомлять ИФНС о предстоящей смене юридического адреса.
Не распространяется это правило на случаи смены адреса внутри одного муниципального образования, если именно оно указано в уставе (допускается с 2014 года).
Уведомление производится заявлением к которому прилагается протокол собрания, где было принято решение.
Другое
Налоговая служба с 2016 года производит регистрацию ООО в течение трех рабочих дней, а не пяти, как было ранее.