Все автомобилисты знают, что шины нужно менять вовремя. Некачественные шины могут привести к аварийным ситуациям на дороге. К сожалению, продавцы и производители «одежды» для колёс нередко спекулируют на такой необходимости, как проверить, соответствует ли цена на шины их качеству?

Что это

Экспертиза шин – это техническое исследование, целью проведения которого является получение ответов на вопросы, поставленные инициатором. В частности, почему шины вышли из строя, или для определения времени образования повреждений на них вследствие ДТП.

Экспертиза шин включает определение времени возникновения механических повреждений на шинах – до и после ДТП, а также возможную причину их образования.

Если, например, виновен производитель резины, то дело о возмещении материального вреда после ДТП может принять неожиданный оборот, и компенсацию нужно будет требовать с производителя или продавца.

Чем регулируется

Так как шины – это товар, то к ним применяется нормы и положения Закона РФ от 07. 02. 1992 года № 2300 – 1 «О защите право потребителей».

Экспертиза может проводиться в рамках уголовного и гражданского дела. Например, ДТП со смертельным исходом – это уголовное дело, а возмещение ущерба после ДТП – гражданский процесс.

Поэтому можно применять:

  • ст. 80, 195 и 196 УПК РФ – для уголовного процесса;
  • ст. 82, 83 и 263 ГПК РФ – для гражданского процесса;
  • Федеральный Закон от 31. 05. 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» — если экспертиза проводится по определению суда.

Видео: возможно ли оспорить

Когда необходимо проводить

Техническая экспертиза шин проводится в тех случаях, когда нужно установить:

  • причину и время ДТП;
  • причину преждевременного износа;
  • время ДТП, для того чтобы установить сумму ущерба и взыскать её с виновника ДТП или страховой компании;
  • причину преждевременного выхода шин из строя;
  • другие причины, для установления которых необходимо провести экспертизу шин.

Вопросы эксперту

Для проведения экспертизы шин эксперту необходимо задать вопросы, на которые он должен дать ответы во время проведения исследования.

К таким вопросам можно отнести:

  1. Соответствует ли качество шин их цене?;
  2. Произошли ли повреждения шин по вине покупателя или продавца, или производителя?
  3. Наличие или отсутствие типичных следов повреждений;
  4. Имело ли место ДТП?;
  5. Причины ДТП?;
  6. В какое время произошло ДТП?;
  7. Являются ли шины причиной происшествия?;
  8. Каковы причины преждевременного износа шин?;
  9. Другие вопросы, ответы на которые нужны ответы инициатору исследования.

Как проводится

Для того чтобы провести экспертизу шин, необходимо обратиться в соответствующую организацию. Это может быть как государственное учреждение, так и негосударственное.

Главное условие, чтобы и сама компания, и специалист, которые будет проводить диагностику, имели соответствующие документы на осуществление такой деятельности.

  1. Если экспертизу назначает суд, то она проводиться, как правило, в государственном судебно-экспертном бюро.
  2. Если же инициатором является покупатель шин или их продавец, то обратиться можно в сервисный центр, который есть при крупных автосалонах, и который проводит независимую экспертизу колесных шин.

По окончании проведения исследования, инициатору выдаётся акт экспертизы – то есть заключение специалиста, в котором подробно расписаны ответы на все вопросы, которые были поставлены перед экспертом инициатором диагностики.

Для проведения экспертизы необходимо написать заявление, предъявить специалистам шины для осмотра и оплатить исследование. Стоимость зависит от сложности исследования и от количества шин.

Где сделать

Сделать экспертизу можно:

  • как в государственном судебно-экспертном учреждении;
  • так и в негосударственном коммерческом учреждении.

Это зависит от того, кто направил на экспертизу, и насколько срочно она нужна.

  1. Если на экспертизу направил суд, то она будет проведена в госучрждении.
  2. Если же инициатором является частное лицо или организация, то провести её можно в любом экспертном бюро, которое оказывает такие услуги, или же в сервисном центре крупного автосалона. Это касается технической экспертизы шин.

Но шины также являются и товаром, поэтому можно проводить экспертизу их качества.

Её можно провести:

  • бюро товарных экспертиз. Это государственные учреждения, проводящие исследование товаров произведённых в России;
  • независимые экспертные организации. Проводят экспертизу абсолютно всех товаров, как продовольственных, так и непродовольственных.

Кто может проводить

Провести экспертизу может специалист, имеющий необходимый уровень квалификации, а также документ, разрешающий ему заниматься такой деятельностью.

До 2008 года таким документом была лицензия, теперь же необходим действующий допуск СРО.

  1. Если экспертизу проводит специалист, который работает в учреждении, имеющем такой допуска, то оформлять такой документ в частном порядке не нужно.
  2. Если же эксперт работает в частном порядке, то такой допуск он иметь должен.

Если же экспертиза проводиться не по определению суда, то её может сделать специалист, имеющий соответствующую квалификацию. Его заключение будет иметь такую же юридическую силу, что и заключение специалиста. Его можно будет предъявить суду.

Но другая сторона процесса может засомневаться в компетентности данного специалиста, и выдвинуть ходатайство о проведении исследования экспертным бюро.

Образец ходатайства

Этот документ оформляется в соответствии с правилами оформления деловых бумаг.

Пример ходатайства по гражданскому делу можно увидеть тут.

Ходатайство пишется в свободной форме, но с указанием следующей информации:

1. данные о суде, куда подаётся ходатайство, характеристики дела, данные о заявителе. Информация должна быть достоверной. Эти сведения указываются в «шапке» документа;

2. затем идёт описательно – мотивировочная часть – здесь заявитель указывает:

  • какое именно заключение требует перепроверки;
  • приводит доводы, согласно которым необходимо провести экспертизу;
  • предлагает кандидатуры экспертов;
  • предлагает перечень вопрос, на которые эксперт должен дать ответ в своём заключении;
  • описание объекта экспертизы, которые заявитель готов передать для исследования.

3. затем заявитель излагает просьбу о проведении экспертизы.

Важен момент подачи ходатайства.

В гражданском процессе можно заявить его устно, потому что всегда можно сослаться на протокол судебного заседания. В арбитражном процессе форма подачи ходатайства только письменная.

Методы

Для экспертизы шин, в зависимости от заявленных вопросов, изучают:

  • протекторы – это прочный слой резины, который расположен вдоль покрышки. По рисунку протектора и по его износу можно многое узнать;
  • боковину покрышки;

    Она защищает каркас от механических повреждений.

  • борта покрышки – жёсткие части, с помощью которых она крепится к ободу колеса;
  • каркас покрышки – несколько слоёв наложенных друг на друга прорезиненного корда и резиновых прослоек;
  • брекер – это слой мягкой резины между протектором и каркасом;
  • камеру.

Характерные повреждения этих частей шины могут «рассказать» специалисту многое:

  • о том, как эксплуатируется транспортное средство;
  • степень износа;
  • причины ДТП;
  • и прочее, что имеет отношение к заданным вопросам.

Кроме того, изучаются повреждения колёсных дисков.

Экспертное заключение

Такой документ выдаёт эксперт, проводивший исследование в рамках назначение экспертизы по определению суда.

Оно оформляется на специальном бланке экспертного учреждения. Пример смотрите тут.

Оно состоит из нескольких частей:

  • описательная часть;

    Здесь указываются данные обеих сторон экспертизы, вопросы, на которые эксперт должен дать ответ в ходе исследования и прочее, описание образцов, взятых на исследование.

  • описание проделанной работы;

    Здесь эксперт подробно описывает, какие работы были им проведены, какие использовались для этого методы, применялись ли дополнительные материалы для исследования и прочее.

  • выводы эксперта.

    Здесь содержаться детальные ответы на поставленные перед ним задачи и вопросы.

Заключение подписывается экспертом или группой экспертов, которые участвовали в проведении исследования, а также руководителем бюро. Нужно поставить печать бюро и дату подготовки заключения.

Отличаются ли методы для летних и зимних шин

В России существует 2 автомобильных сезона – лето и зима. И шины для этих сезонов должны быть разные – летние и зимние. Разница между ними есть. Поэтому и методы проведения экспертизы летних и зимних шин несколько отличаются друг от друга.

Главное отличие в шинах – степень сцепления с дорогой. Зимняя «резина» держит дорого намного лучше.

Отличия зимней резины от летней в следующем:

  • протектор более глубокий. Это связано с тем, что зимой нередко выпадают осадки, а сцепление с дорогой должно быть устойчивым. Поэтому при исследовании протектора зимних шин специалисты применяют некоторые химические реактивы. Для летней же резины – нет;
  • зимние шины, чаще всего, имеют шипы. Это необходимо для того, чтобы автомобиль «держал дорогу» даже в гололёд. При проведении экспертизы это также требует дополнительных процедур;
  • рисунок зимних шин отличается от рисунка летних. Но это никак не влияет на проведение экспертизы.

Выделяют 2 вида рисунка на зимних шинах. Это европейский рисунок и скандинавский.

Шины нужно выбирать в зависимости от типа транспорта – легковой автомобиль должен иметь совершенно другие шины, нежели трактор.

Но принадлежность шин к тому или иному виду транспорта никак не влияет на методы проведения экспертизы. Разница только в размерах, что может несколько затруднить доступ специалиста к некоторым участкам шины.

Экспертиза шин и резинотехнических изделий

Значительное влияние на безопасность дорожного движения оказывают шины, поэтому важны признаки того, что шины стали причиной дорожно-транспортного происшествия.

Повреждения шин до дорожно-транспортного происшествия могут быть обусловлены следующими причинами:

  • неправильный ремонт и сборка (плохо надета покрышка на диск или плохо надето стопорное кольцо и т. д.);
  • неправильная вулканизация камеры;
  • наличие дефектов в новой покрышке;
  • механические повреждения в процессе эксплуатации или непосредственно перед происшествием (разрывы вследствие наезда на острые предметы, но не проколы).

Заключение

Примерно половина всех исследований шин проводится для выяснения причин ДТП и установления виновника. Определение наличия механических повреждений в шине является важным аспектом экспертизы.

От этого может зависеть дальнейшее расследование ДТП, установление виновного в судебном порядке, и взыскание с него, или со страховой компании, компенсации.