Начать собственное дело в качестве индивидуального предпринимателя достаточно просто.
Но необходимо соблюсти ряд формальностей, в частности такую, как регистрация в качестве ИП.
Пошаговая инструкция самостоятельного прохождения такой процедуры представлена в данной статье.
Что это
Но сначала стоит разобраться с тем, кто же такой индивидуальный предприниматель. Ответ можно найти в гражданском законодательстве, которое регулирует данную сферу общественных отношений.
Согласно ст.2 ГК, предпринимательская деятельность отвечает следующим признакам:
- она ставит целью получение прибыли;
- заключается в продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг;
- ведется самостоятельно и на свой риск;
- лица ее осуществляющие зарегистрированы в установленном порядке.
Что касается участников предпринимательской деятельности, то в Гражданском кодексе названы граждане (физические лица) и организации (юридические лица).
Индивидуальный предприниматель – это и есть гражданин, которому закон разрешает вести предпринимательскую деятельность (ст. 23 ГК) при условии прохождения регистрации.
К ИП применяются те же нормы и правила, что и к коммерческим юридическим лицам, за некоторыми исключениями.
Отличия от юрлица
В тоже время ИП и юридические лица имеют и ряд существенных различий. Часть из них можно рассматривать как преимущества коммерческой деятельности без создания юрлица, а часть как недостатки.
Рассмотрим их подробнее.
Создание юридических лиц сопровождается большим количеством обязательных процедур и документов. В частности требуется составить и утвердить Устав, сформировать уставный капитал, определить органы управления, открыть расчетный счет и т.д.
Для ИП ничего этого не нужно. Но термин «индивидуальный» предполагает невозможность совместной предпринимательской деятельности, а у юрлица может быть несколько участников.
Денежные средства и прочее имущество предпринимателя, с помощью которого он зарабатывает, никак не отделяются от его личных вещей и капиталов.
Учредители юрлица с переданным в его распоряжение имуществом расстаются. И не могут свободно распоряжаться средствами на расчетном счете, в отличие от ИП.
Юридические лица обязано вести бухгалтерский учет. Для ИП достаточно учитывать доходы и расходы для правильной уплаты налогов.
Но, с другой стороны, и рискуют оба участника рынка по-разному. Учредители юрлица только тем, что передали в уставный капитал, а ИП – всем своим имуществом.
Причем с ликвидацией юрлица все его обязательства прекращаются. А вот к ИП могут быть предъявлены денежные требования и после го закрытия.
Юридическое лицо или свою долю в нем можно продать. ИП же только ликвидируется и передаче другому лицу не подлежит.
Но зато процесс закрытия ИП (грамотнее использовать именно этот термин применительно к гражданам) занимает меньше времени и требует меньшего количества документов.
Да и все процедуры, связанные с регистрационными действиями для ИП обойдутся дешевле.
Видео: как открыть ИП
Порядок
Порядок создания ИП довольно прост, в отличие от юридического лица.
Будущему предпринимателю требуется проделать следующие действия:
убедиться в том, что имеется ИНН и действительный паспорт;
- выбрать сферу своей деятельности;
- определить наилучший для себя способ налогообложения;
- снять копию со всех страниц паспорта;
- заполнить заявление;
- заплатить госпошлину;
- представить все необходимые сведения в ФНС;
- получить свидетельство о госрегистрации.
Дело выбора
Процессу регистрации ИП предшествует этап выбора вида деятельности и способа налогообложения. Это необходимо для того, чтобы указать в заявлении нужные сведения.
Или чтобы одновременно с заявлением о регистрации подать и заявление о переходе на УСН (если это необходимо).
вид деятельности
Сфер приложения своих талантов и способностей для индивидуального предпринимателя достаточно много. Необходимо только соблюдать наложенные законом ограничения.
В зависимости от их наличия, виды деятельности можно разделить на:
- не требующие специальных разрешений;
- лицензируемые;
- запрещенные законом.
Перечень товаров, работ и услуг, реализация которых требует лицензий, разрешений и согласования прямо указаны в законах. К ним будут относиться, например, осуществление перевозок, оказание медицинских и образовательных услуг и т.д.
Закон закрывает для ИП такие сферы, как частная охранная деятельность, реализация и производство любого алкоголя или медицинских препаратов, все связанное с военной техникой и гостайной и пр.
система налогообложения
ИП имеет возможность выбрать из нескольких систем налогообложения именно ту, которая окажется наиболее удобной и выгодной.
Впрочем, если произвести подсчет уплачиваемых сумм, то окажется, что разница заключается больше в удобстве их определения, а не в размере уплаченного налога.
Выбрать предстоит из следующих систем:
- Общей (ОСН) — при ней основным будет НДФЛ, со всеми предусмотренными льготами и налоговыми вычетами. А также НДС и налоги на имущество, включая землю.
Выбор ОНС предпочтителен для тех, кто имеет наемных работников в большом количестве и солидный объем выручки.
- Упрощенная (УСН, упрощенка) — в зависимости от того, платится ли налог с разницы между доходами и расходами или только с доходов, будет равен 15% или 6%.
Такая система позволяет получить разные региональные льготы.
- ЕНВД. Срок отмены данной системы перенесен на 2018 год, когда ее полностью должна вытеснить патентная система.
Если ранее она была обязательной для ряда видов деятельности, то с 2013 года выбор ЕНВД является добровольным.
код из ОКВЭД
Все виды деятельности имеют свое специальное обозначение. Он содержится в ОКВЭД, то есть специальном классификаторе.
Указание кода необходимо для того, чтобы понять, нужна ли для осуществления данной деятельности лицензия, выбора системы налогов, определения размера взносов в различные фонды, сбора статистики и т.д.
Лимита на указание кодов не существует, но стоит помнить, что по каждому из них придется отчитываться. Так что лучше вносить дополнения по мере развития бизнеса, а не заранее.
получение ИНН: заранее или во время регистрации?
Наличие ИНН является необходимым условием для регистрации ИП. Можно подать заявление на получение ИНН и одновременно с ней. Это позволит сократить количество визитов налоговую службу.
Но увеличит время регистрации ИП на период ожидания оформления ИНН. Поэтому удобнее всего сначала подать заявление о постановке на налоговый учет, а за время ожидания его оформления подготовить все необходимые для открытия ИП документы.
Пошаговая инструкция
Процедура открытия ИП не является чем-то, требующим специальных знаний. Поэтому ее вполне возможно проделать самостоятельно, не прибегая к услугам посредников.
Необходимо только правильно заполнить заявление, приложить к нему все требуемые документы и оплатить государственную услугу по регистрации. В случае выполнения всех этих шагов никаких сложностей не возникнет.
список документации
Для открытия ИП нет необходимости в сборе большого количества документов. Фактически потребуется только заявление и документ заявителя.
Индивидуальный предприниматель является гражданином. Следовательно, основной его документ – это паспорт. Его необходимо представить служащему ФНС в оригинале, а также скопировать все его страницы.
Копия останется в налоговой службе. Кроме заявления о регистрации, если необходимо, подается заявление о переходе на УСН (2 экземпляра).
подача заявления в ФНС
Проще всего пройти регистрацию, подав заявление при личном визите в налоговую службу. Необходимо только уточнить ее местонахождение, а также режим работы. Сотрудник ФНС проверит правильность заполнения документов и их полноту, после чего выдаст расписку о принятии.
Или же вернет заявителю все бумаги, отметив необходимость исправления обнаруженных недочетов.
Кроме самого гражданина, от его имени может действовать представитель. Его полномочия должны быть подтверждены доверенностью, которую удостоверяет нотариус, равно как и подпись будущего ИП на заявлении
образец формы Р210001
Образец заявления, как и пример его правильного заполнения можно найти на сай те налоговой службы или на портале Госуслуг. Определенную сложность может вызвать только определение и указание кодов ОКВЭД.
Заполнить нужные поля в форме можно от руки, печатными буквами, но гораздо удобнее проделать это на компьютере.
Виды платежей ИП
Главный вид обязательных платежей ИП – это налоги. Их необходимо рассчитывать и платить самостоятельно.
Но, кроме того, с ИП взимаются взносы в различные фонды:
Взносы в Пенсионный фонд и ФОМС для ИП являются фиксированным и зависят от размера МРОТ. В 2106 году он вырастет на 4% и составит в общем 23 153,33 руб.
Через интернет, по почте
Для регистрации ИП вовсе не обязательно наносить в офис налоговой службы своего района личный визит.
Подать заявление и все необходимые документы можно и другими способами:
- по почте;
- через МФЦ;
- на сайте.
Регистрация ИП через сайт Госуслуги возможно вообще без выхода из дома. Все документы отправляются в виде электронных копий, оплата также производится онлайн.
Но для начала придется в системе госуслуг зарегистрироваться. Впрочем, за свидетельством, спустя пять дней, все же придется сходить лично, предъявив в налоговой паспорт и копию квитанции об уплате пошлины..
Процедура подачи заявления через МФЦ аналогична той же в ФНС, производится по принципу «одного окна». Необходимо лично или через представителя подать все документы, проверив правильность их заполнения по образцам расположенным на информационных стендах или на сайте.
А затем, через пять дней, в том же МФЦ получить на руки свидетельство о регистрации ИП.
Отправление документов почтой потребует дополнительных расходов. Во-первых, на оплату ценного письма с описью вложения (именно так их следует отправлять). А, во-вторых, на нотариальное удостоверение подписи в заявлении и копии паспорта.
Свидетельство также придет по почте, на указанный обратный адрес. Срок его доставки зависит от скорости работы почтовой службы.
Стоимость
Стоимость регистрации будет зависеть от того, проделываются ли все шаги самостоятельно, или же регистрация ИП поручена юридической фирме. В первом случае, главной статьей расходов станет госпошлина – 800 руб.
Заплатить ее можно несколькими способами, в том числе и онлайн прямо на сайте налоговой службы. Квитанцию об их уплате необходимо приложить к заявлению в ФНС.
При личном обращении не потребуется тратиться на услуги нотариуса по заверению документов и доверенности. Стоимость услуг посредников обсуждается при заключении договора и зависит от множества различных факторов.