Строительство различных объектов требует детальных расчетов, исключающих малейшие погрешности, которые могут стать причиной обрушений конструкций, либо нарушений эксплуатационных свойств объекта и т.д.

В целях исключения негативных последствий подобных ошибок проектная документация подлежит экспертной оценке:

  • либо государственной организацией;
  • либо аккредитованной негосударственной организацией с выдачей соответствующего заключения.

Что это такое

Негосударственная экспертиза проектов строительства – деятельность организаций, имеющих разрешение на ее осуществление, по оценке проектной документации с целью установления соответствия ее:

  • техническим нормам;
  • требованиям и стандартам, предусмотренным нормативными актами, действующими на территории страны

Законодательство

Деление экспертиз проектной документации на частную и государственную произошло еще в 2004 году благодаря введению в действие нового и ныне действующего Градостроительного кодекса.

До этого времени закон предусматривал исключительно государственную форму экспертиз.

Негосударственная экспертиза вводилась с расчетом ограничения проведения государственных экспертиз, которые планировалось проводить по наиболее опасным и сложным с точки зрения технических характеристик объектам.

Отсутствие детально урегулированной процедуры проведения экспертиз негосударственными экспертными учреждениями требовало соответствующих законодательных изменений, которым фактически стало Постановление от 29.12.2008 N 1070, утверждающее Положение «О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий» (далее — положение).

Данное постановление не ограничило проведение гос.экспертиз, а по-прежнему обязывало организации занимающиеся строительной деятельностью проходить гос.экспертизу документации.

Изменения в Градостроительный кодекс 2012 года сравняли значимость экспертных заключений обеих форм.

Объекты

Положением определены объекты, которые подлежат экспертной оценке.

К таковым относятся:

  • проектная документация: весь пакет или отдельная часть;
  • результаты инженерных изысканий.

В ходе экспертизы производится оценка представленного объекта с целью установления соответствия:

  • тех.регламентам;
  • результатам инженерных изысканий;
  • сметным нормативам, касающимся оценки сметной документации;
  • регламентам градостроительства;
  • заданию на проектирование и т.д.

Видео: мнение экспертов

Кто имеет право оказывать

Действующее законодательство определило условия осуществления подобного рода экспертиз негосударственными организациями.

Согласно Положению экспертная организация для осуществления экспертной деятельности должна получить аккредитацию в порядке и на условиях определенных Правительством.

Деятельность организаций осуществляющих проведение экспертиз основывается как на законодательстве, так и на подзаконных нормативных актах, в том числе локального характера, к которым относится регламент проведения экспертизы конкретной организацией, выступающий своего рода учредительным документом экспертной организации.

Проведение

Экспертная организация оказывает услуги по экспертизе в соответствии с договором на проведение, заключенным с заказчиком.

Пример договора можно скачать тут.

При этом заказчик сам вправе выбирать экспертную организацию, которой поручает провести экспертизу.

Как правило, негосударственная экспертиза проектов строительства выполняется по отношению к объектам, для которых не обязательно прохождение государственной экспертизы.

Эти объекты:

  • не входят в список объектов с федеральным значением;
  • либо являются вновь возведенными.

После заключения договора на проведение экспертизы, заказчик оплачивает ее проведение и предоставляется документацию, которая подвергнется оценке.

Проверка документации

Предоставленная документация принимается исполнителем – экспертной организацией и в течение 3-х дней регистрирует ее и присваивает номер, который будет соответствовать номеру заключения.

В зависимости от предоставленных документов экспертизы подразделяются на экспертизу:

  • проекта, в ходе которой оценивается его соответствие действующим нормам и стандартам;
  • строительных смет, в ходе которой оцениваются сметы и их соразмерность с действующими расценками на рынке на аналогичные работы и материалы;
  • инженерных изысканий, в ходе которой оценивается качество работ по проведению коммуникаций и инженерных сетей и соответствие проекту, а также стандартам и правилам в области пожарной, строительной и санитарно-экологической безопасности;
  • комплексная, заключается в выполнение одновременно всех трех экспертиз.

Сроки

Определение срока проведения и выдачи заключений предусматриваются в регламенте каждой экспертной организации. Зачастую последний содержит отсылочную норму, которая оговаривает, что срок проведения экспертизы определяется договором между экспертной организацией и заказчиком.

Однако регламент зачастую устанавливает рекомендованный (общий) срок, который договором можно сократить.

Как правило, общий срок проведения экспертизы по жилым помещениям составляет максимум 45 дней, по нежилым – 90 дней.

Заключение негосударственной экспертизы проектной документации

Министерство регионального развития РФ своим приказом №107 от 02.04.2009 г. установило стандартную форму заключения.

Образец представлен тут.

Данное заключение подлежит обязательному подписанию всеми экспертами, участвовавшими в проведении экспертизы, а после подлежит утверждению руководителем соответствующей организации.

Статус выданного заключения

Заключение, выданное организацией, оказывающей услуги по негосударственной экспертизе документации стройпроектов, по юридической силе ничуть не уступает заключениям, полученным по результатам проведения экспертизы в гос.организации.

Однако есть случаи, когда законодательно закреплено обязательное обращение за проведением гос.экспертизы, даже при наличии положительного заключения негосударственного экспертного учреждения.

Расчет стоимости

Одним из пунктов регламента определяется и порядок расчета стоимости. Согласно типовым регламентам стоимость оказанных экспертных услуг будет определяться договором, а итоговая цена напрямую зависит от объема выполненных работ, срока и т.д.

Общая стоимость экспертизы рассчитывается по формуле: Сэ = Сб*К, и является ни чем иным как произведением базовой стоимости экспертизы и инфляционного коэффициента.

Базовая стоимость экспертизы также рассчитывается по формуле Сб= (А + В*Х + С*У) *Кн * Кс, в которой:

А – постоянный сбор;
В – пошлина;
Х – размеры участка земли, отведенного для строительства объекта;
У – параметры объекта строительства, т.е. площадь;
Кн – коэффициент, который зависит от работ, подвергаемых оценке (строительные или ремонтные)
С – const;
Кс – коэффициент, которым учтена сложность территории, занимаемой под возведение объекта (площади с горной местностью Кс = 1,5; сейсмически активные Кс = 1,2-1,3; иные Кс = 1).

Получение отрицательного заключения влечет необходимость проведения повторной экспертизы после устранения нарушений, ее стоимость будет исчисляться исходя из стоимости первоначальной экспертизы минус 30%.

Порядок обжалования действий

Минрегион РФ своим приказом № 126 от 23.03.2012 утвердил порядок обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Указанным нормативным актом предусмотрено создание комиссии при Минрегионе РФ, состав которой также определяется министерским приказом. В случае несогласия с экспертным заключением заказчик, застройщик или их доверенное лицо вправе в течении трех лет со дня вынесения заключения обратиться в комиссию.

От заявителя потребуется предоставить пакет документов, который подвергался оспариваемому экспертному заключению. Также комиссия истребует необходимые документы в экспертной организации, чье заключение поставлено под сомнение.

После изучения имеющихся материалов комиссия примет одно из следующих решений:

  • подтвердит заключение;
  • не подтвердит.

Решение комиссии также может быть признано неправомерным, если будет отсутствовать предусмотренный кворум ее членов. В оценке верности экспертного заключения должно участвовать не менее половины членов комиссии, определенных Минрегионом РФ.

Реестр заключений

Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 02.07.2007 №186 утвержден порядок ведения реестра выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и предоставления сведений, содержащихся в этом реестре.

Согласно указанному акту, ведение реестров возложено на территориальный орган исполнительной власти, подчиняющийся Федеральному агентству.

Форма реестра предполагает обязательное отражение сведений о:

  • исполнителе;
  • строительном объекте;
  • проектной документации или результатах инженерных изысканий;
  • застройщике и заказчике;
  • результате , отраженном в заключении экспертизы;
  • реквизитах и дате, которой утверждено заключения.

Преимущества

Проведение экспертизы в аккредитованной независимой экспертной организации имеет ряд преимуществ:

  • выбор организации по усмотрению заказчика;
  • оказание качественных услуг по экспертной оценке;
  • с юридической точки зрения, значение экспертного заключения частным учреждением не отличается от заключений гос.экспертизы и используется наравне с ним, исключая случаи обязательной гос.экспертной оценки;
  • гибкость сроков;

    Возможно сокращение срока на проведение экспертизы по заключаемому договору.

  • лояльность ценовой политики.

    Расчет стоимости гос.экспертизы определяется тарифами, установленные самим государством, негосударственные учреждения хоть и придерживаются стандартных расчетов, для конкурентоспособности идут на послабления цен для своих клиентов.

Создание и развитие негосударственных экспертных учреждений дает возможность заказчикам выбирать и ускорять процесс создания проекта на бумаге и воплощения его в жизнь, не в ущерб качеству и безопасности, тем самым экономя не только время и зачастую немалые деньги.