Банкротство любого хозяйствующего субъекта – это достаточно сложная процедура. В статье речь пойдет о несостоятельности (банкротстве) кредитных (финансовых) организаций, которому присуща особенная логика и стадийность.

Что это такое

Банкротство – многозначная категория.

Под ней может подразумеваться:

  • комплексный материально-процессуальный институт хозяйственного права, регламентированный 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • состояние компании, при котором ее долги превышают объем активов;
  • возбуждаемая по инициативе кредитора судебная процедура в отношении неплатежеспособного субъекта хозяйствования;
  • конкурсное производство, в рамках которого имущество должника инвентаризируется и распродается, а изысканные средства используют для покрытия задолженности.

Наличие крупных долгов гарантирует кредиторам возможность обратиться в арбитражный суд, но не обязывает их это делать. А возбуждение дела может и не привести к признанию должника банкротом.

Написанное в полной мере касается кредитных учреждений.

Чтобы убедится в этом, достаточно просмотреть § 4.1 127-ФЗ «Банкротство кредитных организаций»:

  • понятие несостоятельности как неспособность удовлетворить притязания кредиторов регламентировано ст. 189.8;
  • мотивы возбуждения делопроизводства о банкротстве – ст. 189.64;
  • основания для констатации банкротства и последствия этого действия – ст. 189.73.

Чем регулируется

  1. Специальный закон о банкротстве кредитных организаций 40-ФЗ был отменен главы IX всецело посвящены банкротству финансовых и кредитных организаций соответственно.
  2. Статус кредитных организаций регламентирован 395-1 ФЗ «О банках и банковской деятельности».
  3. Контрольно-надзорные полномочия ЦБ РФ в отношении – 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
  4. Важны также нормативные акты регулятора. Ключевой среди них – Инструкция 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций».

Какие организации считаются финансовыми

Легальное определение содержит ст.4 135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно ему, финансовая организация – это субъект хозяйствования, оказывающий финансовые услуги.

Ст.180 127-ФЗ содержит перечень коммерческих структур, которые признаются финансовыми для целей этого ФЗ:

  • кредитные и страховые компании;
  • частные пенсионные фонды, их управляющие компании;
  • клиринговые организации;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • организаторы торговли;
  • кредитные кооперативы;
  • микрофинансовые учреждения.

Финансовые организации могут быть кредитными и некредитными. Их банкротство регламентировано §4.1 и §4 127-ФЗ соответственно.

Видео: статистика

Признаки

В соответствии со ст. 189.8 127-ФЗ неплатежеспособность кредитной организации констатируется при наличии любого из таких обстоятельств:

  • наличие долга, уплата которого просрочена на 14 дней и более;
  • пассивы превышают активы.

Согласно ст. 189.64 127-ФЗ возбуждение дела о несостоятельности кредитного учреждения возможно в двух случаях.

1. Во-первых – при наличии просроченной задолженности на сумму от 1000 МРОТ, в том числе:

  • перед частными и коммерческими клиентами;
  • по налоговым и таможенным платежам;
  • о переводе средств с дебетовых счетов клиентов.

Судья принимает во внимание не все долги кредитной организации, а только:

  • доказательно подтвержденные;
  • касающиеся кредиторов-инициаторов возбуждения дела.

2. Во-вторых – в случае, если объем денежных обязательств организации оказался большим стоимости ее имущества. Методика исчисления параметра установлена Центробанком.

Признаки банкротства некредитных финансовых организаций предусмотрены ст. 183.16 127-ФЗ.

Для констатации неплатежеспособности достаточно наличия одного из следующих обстоятельств:

  • 14-дневная просрочка в исполнении денежных обязательств перед наемными сотрудниками, бюджетом, коммерческими кредиторами на сумму в 100 тыс. руб.;
  • неисполненное в течение 14 суток решение суда (в том числе – третейского) о взыскании с финансового учреждения денежных средств независимо от суммы требований;
  • недостаточность активов для покрытия долгов;
  • претерпела неудачу попытка временной администрации восстановить платежеспособность.

Признаки банкротства не сводятся исключительно к задолженности.

Однако разброс сумм обращает на себя внимание:

  • для банка – 1000 МРОТ;
  • для некредитного финучреждения – 100 тыс. руб.;
  • для нефинансовых организаций – 300 тыс. руб.

Особенности банкротства кредитных организаций

Обычно банкротство наносит вред только владельцам компании. Пустующая на рынке ниша заполняется быстро.
Банки взаимозависимы в гораздо большей степени, нежели субъекты хозяйствования в любой другой сфере экономики.

Опыт ряда стран показал: их неконтролируемое банкротство, утрата вложений даже относительно небольшой группой вкладчиков приводит к панике, массовому расторжению депозитных договоров, резкому подорожанию кредитов для бизнеса.

Особенностью отечественной практики банкротства банков является:

  • привлечение к участию в процедуре госкорпорации Агентство по страхованию вкладов, действующего на основании 177-ФЗ;
  • невозможность инициировать производство по делу до лишения должника генеральной лицензии (ст. 189.64 127-ФЗ).

Предупреждение

О том, какие можно совершить шаги, чтобы предотвратить признание несостоятельности, рассмотрим детальнее.

Меры

В отношении банков оговорены ст.189.9 127-ФЗ. Применяются до того, как происходит отзыв лицензии. Могут быть введены по решению администрации кредитной организации или Центробанка.

Перечень:

  • реорганизация;
  • финансовые влияния со стороны учредителей;
  • изменение организационной структуры;
  • приведение в соответствие уставного капитала и собственных средств;
  • назначение временной администрации.

395-ФЗ «О банках и банковской деятельности» оговорены специальные оздоровительные мероприятия кредитных организаций, имеющих лицензию на привлечение средств населения во вклады. Все они реализовываются с участием вышеназванного Агентства.

Основания применения

Перечень обстоятельств, которые признаются достаточными для введения оздоровительных мер в отношении банка (ст. 189.10 ст.127-ФЗ):

  • неоднократное на протяжении полугода неисполнение обязательств перед кредиторами ввиду отсутствия средств;
  • неуплата налогов, непроведение иных обязательных платежей в пользу казны на протяжении 3 суток;
  • резкое снижение абсолютной величины собственного капитала;
  • нарушение нормативов текущей ликвидности или достаточности собственных средств.

Ст. 189.47 предусмотрены основания применения оздоровительных мероприятий к банкам, обладающим лицензией на открытие депозитных счетов.

Если кредитная организация демонстрирует признаки неустойчивого положения, ее действия составляют потенциальную угрозу интересам клиентуры или стабильности банковской системы, для исправления ситуации Центробанк привлекает Агентство по страхованию вкладов.

Его ключевая цель – представление интересов вкладчиков.

Процедура

Любое разбирательство начинается с подачи заявления и подготовки соответствующих документов.

Образец заявления

Единого шаблонного обращения в арбитражный суд нет. Схема построения документа и перечень приложений разганяться в зависимости от составителя.

В этой роли согласно ст.7 и ст. 183.19 127-ФЗ может выступать:

  • сам должник;
  • один или несколько кредиторов;
  • временная администрация;
  • контролирующее ведомство.

Публикация

Законодатель обязывает обнародовать все юридически значимые события в отношении должника.

Начиная с 01.07.15, даже право кредитора инициировать процедуру банкротства поставлено под условие предварительного уведомления о таком намерении в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ст.7 127-ФЗ).

Сведения о начале и ходе судебной процедуре в отношении банкроствующих организаций публикуются:

  • на портале Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;
  • в официальном печатном органе, избранным Минэкономразвития в конкурсном порядке (сейчас – « Русская газета», ранее – «Коммерсантъ»).

Ключевыми с точки зрения кредиторов являются сообщения о начале наблюдения и конкурсной процедуры. С их опубликованием связана возможность предъявления требований к должнику (ст. 183.26).

Особенность финучреждений в том, что процедура восстановлении их платежеспособности проходит вне судебного производства, под надзором контролирующего ведомства. Опубликованию на его официальном сайте подлежат, например, решения о назначении и отзыве временной администрации финучреждения (ст. 185.5, 183.14).

А временная администрация кредитной организации обеспечивает публикацию сведений:

  • в «Вестнике Банка России»;
  • и в печатном издании по месту регистрации должника (ст. 189.32).

Эти же сведения направляются в Центробанк для включения в общефедеральный реестр сведений о банкротстве.

Сообщение о принятии арбитражным судьей заявления кредитной организации о самобанкротстве подлежит опубликованию в СМИ по месту нахождения головного офиса и филиалов (ст. 189.62).

Ст. 189.74 обязывает опубликовать сведения о признании банка банкротом и об осуществлении предварительных выплат кредиторам I очереди. Управляющий также уведомляет Центробанк. Последний обеспечивает размещение сведений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, Вестнике Банка России.

Стадии

Этапы банкротства нефинансовых организаций:

  • наблюдение (единственная обязательная стадия);
  • оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсная процедура.

Стадийность банкротства финучреждений совершенно иная, поскольку мероприятия восстановления платежеспособности реализуются вне судебной процедуры.

  1. К финансовым организациям неприменимы оздоровление и внешнее управление. А если дело инициировано временной администрацией, то также и наблюдение (ст. 183.17);.
  2. Единственно возможная процедура при банкротстве банка – конкурсное производство (ст. 189.13).

Последствия

Результатом обоснованного обращения кредитора банка в арбитражный суд является введение конкурсного производства. Аналогичным образом складывается ситуация в отношении финансовой организации, которая предварительно работала под руководством временной администрации.

Если же такая мера не применялась, в отношении финучреждения вводится наблюдение.

Последствия введения конкурсного производства (ст. 189.76):

  • сведения о неудовлетворительном финансовом более не составляют более коммерческую тайну;
  • заключение сделок, исполнение вердиктов судов, удовлетворение требований кредиторов возможно только в рамках процедур банкротства;
  • снимаются аресты и обречения имущества;
  • решения судов об обращение взыскания на денежные средства клиентов, находившиеся на счетах должника, исполняются в порядке ст. 189.96.

Очередь кредиторов

Средства от реализации имущества распределяются между кредиторами в очередности, оговоренной ст. 134, общей для всех банкротов.

1. Непосредственно касающаяся кредитных организаций ст.189.92 внесла изменения в перечень кредиторов I очереди.

Это:

  • требования о капитализации средств для регулярных выплат лицу, здоровью которого по вине должника нанесен вред;
  • требования физических лиц о возвращении средств с текущего или депозитного счета;
  • требования Агентства, возникшие после исполнения обязательств должника перед вкладчиками должника;
  • требования Центробанка, возникшие вследствие осуществления выплат по вкладам в банках, не участвующих в системе страхования.

2. II очередь – задолженность по оплате труда;
3. III очередь – расчет с аудиторами, экспертами и другими лицами, привлеченными арбитражным управляющим; требования вкладчиков об уплате санкций и возмещению упущенной выгоды;
4. VI очередь – требования по коммунальным и эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника.

Текущие обязательства погашаются вне очереди в порядке ст. 855 Гражданского кодекса.

Ликвидация задолженности

Суть банкротства в возможности закрыть компанию в условиях, когда реально удовлетворена только часть требований кредиторов. Долги, по которым должнику не удалось рассчитаться в результате реализации конкурсной массы, списываются.

Существующая очередность подразумевает, что погашение задолженности перед кредиторами каждой последующей очереди возможно только при условии полного расчета с кредиторами предыдущей.

Что с сотрудниками

Процедура банкротства не умаляет действия Трудового кодекса. Во время финансового оздоровления часть персонала может быть уволена в связи с сокращением штата, при открытии конкурсного производства – в связи с ликвидацией хозяйствующего субъекта (ст. 81 ТК РФ).

В отношении невыплаченной зарплаты и других выплат наемный сотрудник становится кредитором банкрота.

Вопросы

Рассмотрим ключевые моменты, которые вызывают наибольшее количество вопросов.

Залоговый кредитор

Долг перед ним в силу ст.189.92 погашается за счет залогового имущества. По общему правилу кредитор имеет приоритетное право на удовлетворение имущественных претензий. Это не касается кредиторов I и II очереди.

Судебная практика

Дело о банкротстве банка может быть возбуждено только после отзыва у него генеральной лицензии. Это дает возможность для предумышленного затягивания судебного разбирательства.

Сам по себе факт оспаривания в суде обоснованности отзыва лицензии, а тем более, признание приказа Центробанка недействительным препятствует возбуждению или продолжению дела о банкротстве.

Эти действия дают должнику время и возможность вывести активы.

Что делать с кредитом

Его придется платить, как и раньше.

  1. На стадии антикризисных мероприятий – по старым реквизитам.
  2. Далее права кредитора в порядке цессии перейдут к другому банку.

Условия договора останутся неизменными. Новый кредитор обязан сообщить должнику обо всех изменениях. Важно быть на связи, иметь возможность получать корреспонденцию по указанному в договоре адресу.