При реорганизации предприятия происходит передача части (или полностью) его имущества и обязательств другому предприятию. Передача происходит на основании передаточного акта.
Что это такое
Реорганизация является прекращением своей деятельности одной формы и создание новой, влекущее за собой возникновение отношений правопреемства.
Передаточный акт – это документ, который составляется на основании разделительного баланса.
Согласно этому документу, одна сторона передаёт часть или полностью свои обязательства и имущества, а другая сторона – принимает.
Если в ходе реорганизации создаётся сразу несколько предприятий, то они принимают имущество и обязательства от реорганизованного предприятия в тех долях, которые отражены в передаточном акте.
Чем регулируется
- Составление передаточного акта регулируется ст. 59 ГК РФ. В этой статье указана обязанность по его составлению при некоторых формах реорганизации.
- Кроме того, он должен составляться в соответствии с требования ПБУ и Приказов Минфина по формированию бухгалтерской отчётности.
Отличия для разных форм
Реорганизация юридического лица может проводиться в следующих формах:
- путем слияния – это объединение нескольких предприятий в одно;
При этом те юридические лица, которые объединяются, прекращают существовать, а образует новое предприятие.
- присоединение – одно предприятие вливается в другое, и при этом перестаёт существовать;
- разделение – на базе одного юридического лица, которое перестаёт существовать, образовываются новые фирмы;
- в форме выделения – образование нового юрлица;
При этом старое предприятие продолжает существовать и вести хозяйственную деятельность.
- преобразования – одно предприятие прекращает свою деятельность, а на его базе возникает, как правило, одно предприятие, реже – несколько, с другой формой собственности.
Как видно из определений форм реорганизации, правопреемство возникает при следующих формах:
- преобразование;
Документ составляет та организация, которая преобразуется.
- слияние;
Оформляют все предприятия, которые принимают участие в слиянии.
- в форме присоединения.
Оформляет только присоединяемая организация.
Цели создания
Если реорганизуемая компания прекращает свою деятельность в ходе таких действий, она должна передать свои права, обязательства и имущества другой организации, которая является правопреемником.
В передаточном акте отражается весь перечень:
- обязательств;
- задолженностей перед кредиторами,;
- вся дебиторская задолженность;
- а также всё имущество.
На основании этого документа принимающая организация составляет свою первичную бухгалтерскую отчётность.
Видео: прием-передача остатков
На чем основывается
Передаточный акт составляется на основании разделительного баланса. Это документ, в котором отражаются все активы и пассивы реорганизуемой компании. Составлять его не обязательно, но так нагляднее видны все права и обязательства для передачи.
Пример документа представлен тут.
Разделительный баланс, в свою очередь, составляется по данным бухгалтерского учёта, на основании данных, отражённых в заключительной бухгалтерской отчётности.
Унифицированной формы баланса не существует, но для удобства бухгалтера используют обычный бухгалтерский баланс.
Образец
Ни одним законодательным актом не утверждена форма передаточного акта. Поэтому компания может самостоятельно разработать бланк, и утвердить его приказом и подписью руководителя.
Но для того чтобы акт считался действительным, он должен отражать полные и достоверные сведения о самой компании, а также о его имуществе и обязательствах.
Всё имущество реорганизуемого предприятия необходимо разделить на активы и пассивы, как при составлении обычного годового баланса. Сумма по обеим этим колонкам должна быть одинаковой. Этого свидетельствует о том, что предприятие правильно вело бухгалтерский учёт.
Образец акта смотрите здесь.
Если никаких ошибок и расхождений нет, то акт подписывается обеими сторонами – передающей свои права и обязательства, и принимающей.
Кто отвечает за составление
Ответственный за составление передаточного акта зависит от формы предстоящей реорганизации.
Как уже упоминалось, документ нужно составлять в следующих случаях:
- когда одна компания присоединяется к другой. Схема: А + Б = А, при этом Б прекращает свою деятельность, а А – продолжает, сохраняя прежний ИНН;
В этом случае, акт составляет реорганизуемая фирма.
- преобразование — одно предприятие прекращает свою деятельность, а на его базе возникает, как правило, одно предприятие, реже – несколько, с другой формой собственности. Схема: А => Б, при этом А прекращает свою деятельность;
Акт составляет то предприятие, которое преобразуется в новую организационно-правовую форму.
- слияние — это объединение нескольких действующих предприятий в одно. При этом те юридические лица, которые объединяются, прекращают существовать, а образует новое предприятие. Схема слияния: А + Б = В, при этом А и Б прекращают свою деятельность, а В – начинает.
Передаточный акт составляют все юрлица, которые участвуют в процессе слияния.
Форма
Унифицированной формы передаточного акта не установлено ни одним нормативным актом.
Поэтому каждая компания имеет право самостоятельно разработать «дизайн» этого документа, и утвердить его соответствующим приказом.
Единственное условие – документ должен содержать в себе констатацию факта перехода имущества и обязательств от одного предприятия к другому. Утверждается документ теми же лицами, которые приняли решение о реорганизации.
Приложением к передаточному акту является разделительный баланс – документ, в котором в количественном показателе указаны все статьи актива и пассива, которые передаются другой организации.
Какая информация включается
Как составить передаточный акт? И хотя строгих требований к форме передаточного акта не предъявляется, он должен содержать в себе определённую информацию.
Это:
- название самого документа;
- дата его составления;
- активы, пассивы и имущество организации, которое подлежит передаче другой организации. Это важнейший раздел, без него акт не будет считаться действительным;
- активы и пассивы организации в количественном выражении;
постатейная расшифровка активов и пассивов. Особое внимание нужно уделить кредиторской и дебиторской задолженности; - подписи руководителей организаций, которые являются принимающей и передающей стороной. Подписать должны те же лица, что и подписывали решение о реорганизации.
- Образец передаточного акта при реорганизации в форме преобразования можно увидеть здесь.
- Пример передаточного акта при реорганизации путём слияния можно посмотреть тут.
О том, как проходит приостановка реорганизации, написано тут.
Кто подписывает
Пописывать передаточный акт должны те же лица, которые принимали решение о проведении реорганизации, и решение об утверждении передаточного акта. Это касается обеих сторон – и принимающей, и отдающей.
Как правило, это руководители организаций, которые являются вместе с тем и учредителями, участниками или акционерами.
Количество актов, которые составляются, определяется формой реорганизации.
Это:
- так как преобразование – это только смена организациннно-правовой формы одного и того же предприятия, то составление передаточного акта при такой форме реорганизации, и представление его в ФНС не является обязательным. Но его продолжают требовать «на местах»;
- при слиянии может получиться так, что несколько фирм (3 и более) сливаются, для получения одной, более конкурентоспособной компании. Количество актов будет зависеть от того, сколько компаний участвуют;
- при присоединении одна компании полностью передаёт имущество и обязательства. Так что, нужно составить только 1 экземпляр акта.
Дата для утверждения
Документ рекомендуется утверждать на конец отчётного периода, например, квартала или года. Также его рекомендуется составлять при составлении промежуточной отчётности.
Дата составления документа и дата утверждения должны совпадать.
Когда все процедуры по реорганизации будут проведены, и будет составлена заключительная бухотчётность, составляется заключительный передаточный акт, копия которого и передаётся в налоговую службу, вместе с другими документами, для регистрации нового юридического лица.
Копия передаточного акта при реорганизации
Передаточный акт может составляться на каждом этапе реорганизации.
Закон не запрещает предприятиями, проходящим эту процедуру, так делать.
Если процедура ликвидации затянулось надолго, то передаточный акт, желательно, составлять каждый квартал.
Но, в обязательном порядке, должен быть составлен заключительный акт, по которому будут переданы все обязательства и активы от одной организации к другой (другим).
Он составляется на основании данных заключительной бухгалтерской отчётности.
Подписывается он руководителями обеих организаций – той, которая принимает имущество и обязательства, и той, которая их отдаёт.
Копия именно этого акта передаётся в налоговую инспекцию, вместе с другими документами, для того чтобы зарегистрировать новое юридическое лицо, образованное в процессе реорганизации.
Внесение изменений
Внести изменения можно в любой документ, и передаточный акт – не исключение. Внести поправки можно на любом этапе.
Но сложнее это сделать, когда документы уже поданы в ФНС для регистрации нового юрлица. Нужно будет писать соответствующее письмо с просьбой внесения корректировки в документы.
- Если сведения в ЕГРЮЛ ещё не внесены, то документы будут возвращены обратно заявителю для внесения им изменений.
- Если же сведения в ЕГРЮЛ уже занесены, то внести изменения будет намного сложнее. Нужно будет заполняться соответствующее заявление, и ждать внесения изменений в учредительные документы. Также нужно будет подать акт с уточнёнными сведениями.
О том, как могут возникнуть риски при реорганизации, читайте тут.
Детально про правопреемство при реорганизации юридического лица, смотрите здесь.
Выписка
Этот документ содержит в себе информацию, которая дана в передаточном акте, но в сжатой форме.
То есть, в выписке указывается:
1. общая сумма активов, с разделением на основные строки:
- денежные средства;
- прочие дебиторы;
2. общая сумма пассивов, также с разделением:
- кредиторская задолженность;
- прочая задолженность.
Заключение
Передаточный акт не всегда необходим, то есть, его не всегда требуют налоговые инспекторы. Но, он необходим бухгалтерам обеих сторон реорганизации для наглядного видения всего объёма имущества и обязательств, которые нужно передать или принять.