Для правильного определения экономического положения предприятия необходимо изучить внешнюю форму проявления его несостоятельности, а также внутреннее его содержание.

  1. Внешняя форма, как правило, отражает неплатежеспособность юрлица.

    То есть его не способность вовремя выполнять свои финансовые обязательства.

  2. Внутреннее содержание отражает степень эффективности бизнеса, которое, как правило, проявляется в виде заниженного уровня экономической целесообразности деятельности юридического лица.

Понятие

Банкротством является установленная арбитражным судом полная недееспособность должника удовлетворить требования кредиторов, которые касаются исполнения денежных обязательств или обязательств по выплате обязательных платежей (ст. 2 ФЗ о банкротстве №127-ФЗ).

Считается, что лицо не способно удовлетворить необходимые требования кредиторов:

  • или на протяжении трех месяцев с момента даты, когда наступило время их исполнения;
  • а также, если сумма всех обязательств превышает стоимость имущественных прав, которыми владеет юрлицо (ст. 3 Закона о банкротстве).

В этом случае признаками банкротства являются:

  • наличие финансовых обязательств должника, которые имеют долговой характер;
  • его неспособность удовлетворить требования кредиторов (касается и денежных обязательства и выплаты обязательных платежей);
  • наличие размера задолженности для граждан 10 тысяч рублей и более, для юрлиц 100 тыс. руб. и более;
  • наличие судебного акта о банкротстве лица.

Стадией, которую необходимо точно определить для инициирования процедуры банкротства, является абсолютная неплатежеспособность юрлица. То есть его деятельность в этом случае будет заведомо убыточный.
Последующее банкротство предприятия может стать тем самым негативным результатом ведения деятельности предприятием без реальной возможности улучшить свое финансовое состояние.

В процессы диагностики прогнозируемого банкротства входит проведения анализа риска банкротства, путем исследования финансового положения юрлица, целью которого является обнаружение признаков неплатежеспособности и кризисного развития его деятельности.

Финансовый анализ — определяет размер или масштаб кризисного положения предприятия, при котором изучаются основные факторы его обуславливающие.

При проведении полного финансово-экономического анализа юрлица большую роль играет:

  • и применяемая методика диагностики риска;
  • а также то, насколько достоверными являются данными бухгалтерской отчётности;
  • и, в конечном итоге, от компетентности лица, которое принимает решение по собранным данным.

Видео: правила поведения при проверке

Законодательство

Правовое регулирование процедуры несостоятельности осуществляется на основании применения нормативно-правовых актов, которыми являются:

  • нормы гражданского законодательства России;
  • АПК России;
  • ФЗ от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ;
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. №29.

Положения Гражданского кодекса определяют саму возможность ликвидации предприятия, которое при наличии признаков банкротства проходит соответствующую процедуру, на основании ФЗ о банкротстве № 127-ФЗ.

Одним из нормативных документов, который регулирует многочисленные спорные вопросы, возникающие в судебной практике по данным категориям дел, является Постановление Пленума ВАС № 29, которое устраняет все различные противоречивые толкования законодательства в данной сфере отношений.

Зачем нужно знать

  1. Проверка предприятия (ООО или ИП), на банкротство осуществляется именно в аспекте возможности и способности должника выполнить взятые на себя обязательства.
  2. Информацию о возможной несостоятельности или банкротстве предприятия необходимо знать также для возможности принятия верного решения о целесообразности новых или дальнейших договорных отношений с данным юрлицом.
  3. А также, в случае выявления его неплатежеспособности — возможности заключить с ним мировое соглашение или в законном порядке определить перспективу получить удовлетворение своих требований по долговым обязательствам предприятия банкрота.

Где узнать о несостоятельности контрагента

Статьей 28 Закона о банкротстве определено, что сведения о несостоятельности и банкротстве:

С 1 апреля 2011 года начала действовать норма закона, на основании изменений внесенных в Закон о банкротстве, исходя из которых указанные сведения, должны быть размещены в сети интернет.

В соответствие с вышеуказанными нормами права (ст. 128 Закона) конкурсный управляющий обязан на протяжении 10 дней с момента, когда он утвержден, предоставить сведения:

  • о том, что лицо признается банкротом;
  • и о том, что открыто конкурсное производство, для официального опубликования;
  • и предоставить информацию на указанный электронный сайт в интернете.

За неисполнение указанных требований конкурсный управляющий, как свидетельствует практика прокурорского надзора по подобному роду делам, привлекается к админответственности (ч.3 ст.14.13 КоАП России).

Печатные издания

ст. 28, которая предусматривает порядок раскрытия информации. В соответствие с положениями данного нормативного акта, сведения о банкротстве должны быть опубликованы в официальном издании.

Правительством России устанавливаются правила, в соответствии с которыми определяется официальное издание. Правила предусматривают необходимость заключения договора победителем конкурса.

В соответствии с положениями ч. 6 ст.128 Закона, в издании должны быть опубликованы сведения:

  • о том, что введено наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • о том, что должник признан банкротом и начато конкурсное производство;
  • о том, что по делу о банкротстве производство прекращено;
  • об арбитражных управляющих (об их отстранении или освобождении);
  • также о том, удовлетворяется ли заявления третьих лиц об их намерениях исполнить обязательства должника;
  • о том, что проводятся торги имущества должника, а также итоги проведенных торгов и другие установленные законом сведения.

Электронные ресурсы

К электронным ресурсам, на которых происходит обязательное отражение всех сведений о несостоятельности должника, относится: Единый Федеральный Реестр сведений о банкротстве. Им предусмотрена возможность поиска должников по идентифицирующим его сведениям.

Под Единым федеральным реестром сведений о банкротстве понимается федеральный ресурс информации, который формируется путем включения в него необходимых сведений о банкротстве юр лиц и ИП. Сведения, которые содержатся в нем открытые и общедоступные.

Обеспечение такой доступности производится обязательным опубликованием их в официальных печатных изданиях, а также размещением этих сведений в сети интернет (исключение, конечно, составляет информация, доступ к которой ограничен Федеральным законодательством России).

Ведется реестр оператором, которым является юридическое лицо, владеющее техническими средствами, обеспечивающими полное формирование и ведение реестра в электронной форме. Оператор отбирается для выполнения соответствующих функций регулирующим органом.

Правами вести данный реестр обладает только одно юридическое лицо (ст. 3 ФЗ России № 429-ФЗ).

По каким реквизитам еще можно проверить фирму

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что для того, чтобы получить информацию о банкротстве юридического лица или ИП, кроме выше изложенных вариантов можно сделать следующее:

  1. На официальном сайте налоговой, которая предоставляет в сокращенном виде эту информацию.
  2. Также получив выписку из ЕГРЮЛ на конкретное юридическое лицо (запрос, который поддается должен содержать реквизиты юрлица, его юридический адрес, и другие сведения).

    Если интересующее юридическое лицо уже ликвидировано – в выписке будет содержаться информация об этом.

  3. Также получить информацию можно на официальном сайте ВАС России.

Налоговая проверка при несостоятельности

В случае ликвидации предприятия и получение об этом сведений, налоговая имеет право, но не обязана назначить проведение проверки.

Выездная

В ходе выездной проверки налоговая обладает правами налогового контроля:

  • в том числе и право истребования выписок по операциям на счетах юрлица у банков;
  • осмотра территории;
  • истребования и изъятия документов;
  • назначения экспертизы и так далее.

Однако при выявлении признаков банкротства или несостоятельности предприятия, а также начала возбуждения производства в арбитражном суде, налоговая, исходя из практики, выездную проверку не осуществляет, по причине:

  • сроков проведения выездной проверки (2 месяца);
  • дополнительного времени, которое уйдет на обжалование в вышестоящем налоговом органе и в судебном порядке решения налоговой;
  • и времени вступления в силу решения, которое занимает в целом более полугода.

Следствием этого является то, что она не может влиять на ход решения, которые принимаются в процессе банкротства.

Последствия

То есть налоговая, как итог, лишается возможности предъявить требования об уплате обязательных платежей, для того чтобы их включили в реестр требований кредитора, который закрывается ориентировочно после 7 месяцев, с начала процедуры банкротства. В этом случае их требования могут быть учтены и подлежат удовлетворению за реестром требований кредиторов.

Как правило, эффективность их очень невелика и можно сказать, что несмотря на то, что выездная налоговая проверка должника-банкрота, является законной — на практике, налоговые органы такие предприятия не включают в планы проверок.

Вопросы

Одни из частых вопросов, которые интересуют граждан, связаны с организацией учета и анализом деятельности предприятий, а также возможностью предотвращения последствий банкротства.

Учет и анализ

Для проведения анализа существующего финансового положения конкретного предприятия существуют разработанные методики. На сегодняшний день проведение анализа, в результате которого признается неудовлетворительной финансовая структура юрлиц, юридических последствий не имеет, и поэтому непосредственно решения, для проведения процедуры банкротства, принимаются исходя из других критериев. Однако проведение такой оценки всегда позволяет сделать вывод о действительном положении дел юрлица.

Учет информации о банкротящихся юрлицах и ИП, осуществляется в соответствии с Федеральным законодательством и отражена в выше указанных информационных ресурсах.

Предотвращение

Когда рассматриваются дела о банкротстве, то для обеспечения сохранения имущества должника и возможности провести анализ его финансового состояния, судом при введении процедуры наблюдения, назначается временный управляющий.

При этом, в процедуре банкротства возможно и финансовое оздоровление предприятия.

Оно может применяться к должнику для того, чтобы восстановить его платежеспособность, а также для возможности погасить существующую задолженность в соответствии с имеющимся графиком.

Образец плана скачайте тут.

Закономерным процессом процедуры банкротства, является ликвидация должника — юридического лица. И положениями статьи 63 ГК России, предусмотрено, что моментом ликвидации является внесение необходимой соответствующей записи в ЕГРЮЛ.