Если предприятие ликвидируется, то его имущество распределяется.

В первую очередь, за счёт имущество погашаются долги.

Затем, если осталось, что распределять, учредители получают свою часть имущества, пропорционально доли в уставном капитале.

Что это

Ликвидация – это юридическое действие, которое устанавливает факт прекращения деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Различают принудительную и добровольную ликвидацию.

Добровольная осуществляется по ряду причин, но по решению учредителей. Принудительная – в судебном порядке. Фактически – это банкротство фирмы.

Законодательство

О ликвидации юридического лица говорится в ст. 61, 62 и 63 ГК РФ. Здесь речь идёт о добровольном прекращении деятельности юридического лица по решению собственников. Принудительная ликвидация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26. 10. 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности».

В зависимости от оснований ликвидации, а также от формы собственности бизнеса, возникают некоторые нюансы. Поэтому при ликвидации необходимо также пользовать и другими законами.

Это:

Также нужно руководствоваться нормами Федерального закона 08. 08. 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» № 129-ФЗ.

Причины и порядок

Ликвидация бывает добровольной и принудительной, и для каждой есть свои причины и основания. Основанием для добровольной ликвидации служит решение учредителей, а для принудительной – решение суда.

К основаниям для добровольной ликвидации можно отнести:

  • истечение срока, на который создавалось данное юридическое лицо;
  • цель, для которой создавалось оно создавалось, достигнута;
  • конфликт интересов учредителей или участников;
  • другие противоречивые обстоятельства, ведущие к ликвидации.

К основаниям для принудительной ликвидации можно отнести:

1. Осуществление предприятием своей деятельности:

  • без специальных на того разрешений и лицензий;
  • которая запрещена на законодательном уровне;
  • с многократным нарушением действующего законодательства;
  • с противоречиями уставу.

2. Юридическая регистрация предприятия признана недействительной;
3. Признание компании финансового несостоятельной на основании Федерального закона «О несостоятельности» от 26. 10. 2002 года № 127-ФЗ.

Чтобы прекратить деятельность юридического лица в добровольном или принудительном порядке, необходимо соблюсти несколько правил:

  • провести общее собрание учредителей, участников или акционеров, и принять решение о ликвидации;
  • затем необходимо уведомить ФНС и регистрирующий орган;
  • затем поместить информацию об упразднении предприятия в СМИ. Таким образом оповещаются кредиторы;
  • создание ликвидационной комиссии;
  • подготовка ликвидационного и промежуточного баланса;
  • покрытие долгов и распределение оставшегося имущества.

Видео: раздел активов

Ликвидационная комиссия

Ликвидационная комиссия создаётся сразу же после принятия решения о ликвидации. К ней переходят все полномочия органов управления предприятием.

Образец решения можно скачать тут.

В ст. 62 ГК РФ сказано, что ликвидационная комиссия сама определяет сроки и порядок прекращения деятельности, в том числе и распределение имущества. Комиссия обладает всеми полномочиями и обязанностями органа управления предприятия. Она представляет интересы ликвидируемой фирмы во всех органах государственной и судебной власти.
К обязанностям этой комиссии относится:

  • проведение инвентаризации имущества;
  • подготовка полных сведений об активах компании.

    Необходимо дать их полную характеристику, описать их состояние, включая ликвидность и рентабельность;

  • собрать сведения о тех участниках, которые имеют право на часть от реализации имущества;
  • составить полную характеристику о финансовом состоянии фирмы;
  • своевременно оповестить всех сотрудников о ближайшей ликвидации, и уволить их в полном соответствии с нормами ТК РФ;
  • выяснить, является ли данная организация учредителем других юрлиц.

    Если это так, то необходимо вывести его из состава участников. Если же оно является единственным учредителем другой фирмы, то последняя также должна ликвидироваться;

  • провести достоверную сверку по расчётам с государственными и федеральными органами, включая внебюджетные фонды;
  • установить достоверную информацию о дебиторской задолженности и принятие мер по её изысканию;
  • провести полноценный анализ задолженности перед кредиторами. Нужно составить их полный список и план, а также очерёдность погашения;
  • определить порядок реализации имущества ликвидируемой компании;
  • определить порядок распределения имущества, оставшегося после реализации и погашения долгов;
  • подготовить документы для подачи в ЕГРЮЛ.

Оформление документов

Чтобы ликвидировать предприятие и распределить между учредителями имущество, необходимо оформить пакет документов.

Промежуточный баланс

В ст. 63 ГК РФ сказано, что в промежуточном балансе отражаются сведения ликвидируемого предприятия о его имуществе, которое находится в собственности.

Также в этом документе отражаются требования выявленных кредиторов и итоги рассмотрения их требований. Этот документ предоставляется на утверждение ликвидационной комиссии.

Промежуточный баланс заполняется в соответствии по форме 15003.

Образец скачайте тут.

Суть данного документа в том, чтобы понять, какие требования необходимо удовлетворить перед закрытием, и откуда «черпать» средства для этого.

Ликвидационный баланс

Ликвидационный баланс составлять обязательно. Он бывает прибыльный или убыточный. Он убыточен, если долги ликвидируемой фирмы покрываются за счёт средств уставного капитала.

Законодательных требований к этому документу нет. Но специалисты рекомендуют составлять его, как и годовой бухгалтерский баланс.

То есть, в его структуре должны быть:

  • актив;
  • пассив;
  • денежные средства;
  • внеоборотные активы;
  • нераспределенная прибыль;
  • уставный капитал.

Акт передачи

Всё имущество, которое осталось у ликвидируемого предприятия после погашения требований кредиторов, передаётся учредителям согласно их долям в уставном капитале. В п. 8 ст. 63 ГК РФ сказано, что участникам передаётся то имущество, на которое они имеют вещные права.

Передача имущества производится на основании передаточного акта или акта о распределении, пример которого можно скачать тут.

Унифицированной формы этого документа не существует, но в нём должна быть отражена следующая информация:

  • полные сведения о ликвидационной комиссии и её членах;
  • реквизиты протокола о назначении ликвидационной комиссии;
  • сведения об учредителях и участниках;
  • порядок передачи имущества;
  • его стоимость.

Алгоритм продажи

В различных формах бизнеса существует свой алгоритм продажи оставшегося имущества.

МУП

Всё имущество МУПа, например бюджетного учреждения – поликлиники или школы, является государственным, а именно, муниципальным. Распределять его при ликвидации нельзя, так как оно не является собственность компании такой организационно-правовой формы.

  1. При ликвидации, всё имущество переходит обратно в муниципалитет.
  2. При ликвидации некоммерческой организации всё оставшееся имущество переходит пайщикам и участникам в размере их доли.

ООО, ОАО, ЗАО

Если предприятие такой формы собственности, как ООО, или акционерное общество, то у него есть участники и акционеры, то есть у каждого есть своя доля.
После погашения требований кредиторов, происходит распределение оставшегося имущества.

Оно будет распределяться между участниками и акционерами пропорционально их доле в уставном капитале или стоимости их акций.

Частного предприятия

При индивидуальном предпринимательстве, собственник бизнеса один. Всё имущество ИП, которое остаётся после погашения долгов перед контрагентами, работниками и государственными органами, переходит в личное пользование предпринимателя, как физического лица.

При ликвидации ООО как передать имущество учредителю

Если учредитель у компании один, то всё имущество, включая денежные и основные средства, которое осталось после погашения всех долгов предприятия и после ликвидации, переходит ему.

Передача происходит на основании передаточного акта, который и подписывается 2-умя сторонами – председателем ликвидационной комиссии и учредителем.

Налоги: НДС, НДФЛ

Не стоит забывать о налоговых аспектах и о налогообложении имущества, полученного учредителем или участниками общества при ликвидации.

В пп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ сказано, что учредитель или участник не должен исчислять и уплачивать НДС с имущества, если его оценочная стоимость ниже его доли в уставном капитале ликвидируемого предприятия.

Доход учредителя от полученного имущества рассчитывается по следующей формуле:

Рыночная стоимость этого имущества – его доля в уставном капитале.

  1. Если есть прибыль, то на эту сумму начисляется НДС в размере 18% от полученного результата. На эту сумму ликвидируемое предприятие выставляет счёт-фактуру.
  2. Если учредителю передаются деньги или ценные бумаги, то они НДС не облагаются.

НДФЛ также не исчисляется, если стоимость имущества ниже доли учредителя. НДФЛ начисляется на полученный доход. Когда учредителю передаётся имущество, то сумму НДФЛ вычитается сразу же.

Затем предприятие отчитывается перед налоговиками за НДС и НДФЛ.

Судебная практика

Существует множество спорных вопросов, которые решаются в суде.

Пример можно посмотреть тут.

Как распределяется арестованное

Если имущество ООО при ликвидации арестовано, то оно таким и останется, пока не будут погашены все долги перед кредиторами и сведения о предприятии не будут исключены их ЕГРЮЛ.

Арестованное имущество, включая недвижимость, реализуется с публичных торгов. Если будет «сдача» она будет возвращена учредителям.

Единственному учредителю

Всё оставшееся имущество ликвидированной организации, которое принадлежало ему на праве собственности и которое осталось после погашения всех долгов (перед кредиторами, работниками, банкам, государственными органами), должно быть отдано в собственность единственному учредителю.

Заключение

Распределение имущества ООО при ликвидации – важный этап завершения деятельности. Если есть что распределять, то это необходимо делать в обязательном порядке. В противном случае, процесс ликвидации не будет завершён.