Реорганизация предприятия из одной организационно – правовой формы в другую иногда бывает просто необходимо.

Например, при убыточности бизнеса.

Но какие документы нужно подготовить бухгалтеру, что реорганизация прошла без штрафов?

Что это

Реорганизация является прекращением своей деятельности одной формы и создание новой, влекущее за собой возникновение отношений правопреемства.

Реорганизация может происходить в разных формах:

  • слияние – это объединение нескольких предприятий в одно;

    При этом те юридические лица, которые объединяются, прекращают существовать, а образует новое предприятие.

  • присоединение – одно предприятие вливается в другое, и при этом перестаёт существовать;
  • разделение – на базе одного юридического лица, которое перестаёт существовать, образовываются новые фирмы;
  • выделение – образование нового юрлица;

    При этом старое предприятие продолжает существовать и вести хозяйственную деятельность.

  • преобразование – одно предприятие прекращает свою деятельность, а на его базе возникает, как правило, одно предприятие, реже – несколько, с другой формой собственности.

Разделительный баланс – это документ, по которому имущество и обязанности одного предприятия передаются другому, которое образуется путём выделения в процессе реорганизации.

Законодательство

  1. Смена организационной формы бизнес с ЗАО на ООО происходит на основании Федерального закона от 26. 12. 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
    Реорганизация может проходить в различных формах. Поэтому стоит учитывать нормы п. 5 ст. 58 ГК РФ.
  2. В ст. 20 Закона № 208-ФЗ сказано, что решение о реорганизации одного предприятия в другое принимается на общем собрании акционеров, участников или единственным собственником.
  3. При реорганизации, как правило, происходит образование нового юридического лица. Его необходимо зарегистрировать, а это происходит на основании Федерального Закона от 08. 08. 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП».
  4. Правопреемство происходит на основании нескольких положений налогового законодательства, а именно НК РФ.

Документы

Чтобы предприятие прошло реорганизацию, необходимо уведомить налоговый орган, а также представить необходимые документы.

В первую очередь, необходимо заполнить заявление по форме Р12001, а к нему приложить следующее документы:

  • устав нового общества. Он представляется в 2-ух экземплярах;

    Пример смотрите тут.

  • решение — протокол об образовании нового общества, которое было принято на общем собрании акционеров, участников или единоличного собственника;

    Образец представлен здесь.

  • акт передачи;

    Форма показана тут.

  • квитанцию об уплате государственной пошлины;
  • выписку из ПФР о том, что у преобразующегося предприятия нет долгов перед этим фондом;
  • сведения о новом юридическом адресе.

    1. Если он будет находиться по адресу собственности одного из учредителей, то нужно представить свидетельство о собственности.
    2. Если же помещение арендуется, то гарантийное письмо от арендатора о том, что он обязуется предоставить данное помещение в качестве юрадреса после госрегистрации нового общества;

  • если новое предприятий собирается применять один из специальных режимов налогообложения, то необходимо подать соответствующее заявление.

Видео: колизии и проблемы

Нужен ли разделительный баланс

Разделительный баланс необходим для составления акта передачи имущества при реорганизации предприятия путём разделения и выделения. Но само действие по составлению баланса не является обязательным.

Разделение – это такая форма реорганизации, при которой одно предприятие «распадается» на несколько других юридических лиц.

При этом все долги, обязательства, активы, прибыль и активы «старого» предприятия переходят к вновь создаваемым юрлицам. При этом компания – предшественник прекращает своё существование.

  1. Сначала проводится общее собрание акционеров или участников, на котором принимается соответствующее решение.
  2. Затем подаются документы в регистрирующий орган, после чего необходимо подготовить новые уставы для каждого вновь созданного предприятия, и провести инвентаризацию всего имущества «старого» предприятия.
  3. Затем бухгалтеру нужно подготовить разделительный баланс. Дату его составления определяют учредители.

    Форма этого документа не отражена ни в одном нормативном документе.

Важна ли форма реорганизации при составлении

Передаточный акт и разделительный баланс при реорганизации составляются тогда, когда из одного предприятия образуется сразу несколько.

При этом не так важно, прекращает ли «старое» предприятие свою деятельность или нет.

К таким способам реорганизации можно отнести:

  • выделение;
  • разделение.

Образец

Ни одни нормативным актом не установлена унифицированная форма разделительного баланса.

Но в п. 1 ст. 57 ГК РФ есть одно указание – разделительный баланс обязательно должен содержать в себе положения о правопреемстве.

То есть, сведения о том, в каком размере к каждому из вновь образованных юрлиц, переходит имущество и обязательства, в том числе кредиторская и дебиторская задолженность, предприятия – предшественника.

Каждая компания имеет право самостоятельно разработать свой бланк разделительного баланса.

Как правило, для шаблона берут обычный бухгалтерский баланс, и добавляют в него колонки о предшественнике и о новых предприятиях. Если компания разделяется на 2 предприятия, то в балансе будет 3 колонки, если на 3 фирмы – то 4 колонки, и так далее.

Образец смотрите тут.

Основные способы оценки

Отразить объекты «перехода» можно двумя способами:

  • по рыночной стоимости. То есть, по стоимости аналогичного имущества на рынке на день составления баланса;
  • по остаточной стоимости. То есть, по стоимости с учётом амортизации объекта.

Какой именно вариант выбрать – решают учредители.

Рассчитанная одним из этих способов стоимость передаваемого имущества должна быть отражена в передаточном акте.
Кредиторская задолженность оценивается по данным бухучёта. Она может быть увеличена на сумму убытков, которые получат кредиторы в связи с реорганизацией предприятия.

Составные части

Унифицированной формы этого документа не существует. Поэтому каждая организация может разработать свой собственный бланк.

Единственное условие к оформлению – в балансе должно быть положении о переходе прав и обязательств ликвидируемого предприятия к вновь создаваемым.

Поэтому за основу, чаще всего, берут форму типового бухгалтерского баланса, и добавляют в него столбцы о предприятии – предшественнике, и вновь образуемых.

Если из одного юридического лица образуется 2, то в разделительном балансе будет 3 строки, за исключением кода каждой строки.

Справа идёт перечисление всего передаваемого имущества (актива) и обязательств (пассива) ликвидируемого юрлица, а слева – распределение активов и пассивов между создаваемыми юрлицами.

Как будут распределяться активы и пассивы, должны решить учредители, участники или акционеры того предприятия, которое подлежит реорганизации.

К составлению разделительного баланса нужно подходить с умом, так как на его основе будет создан передаточный акт, который нужно будет предъявить налоговикам для регистрации.

Пример смотрите тут.

Составление передаточного акта

Этот документ подтверждает, что проведена реорганизация предприятия, и имущество, и обязательства переданы вновь образованной компании.

В соответствии с п. 3, п. 4 ст. 58 ГК РФ, в редакции закона, которая действовала до 01. 09. 2014 года, передаточный акт – документ, в котором определены права и обязанности юридического лица при реорганизации.

Осуществляемой в форме:

  • разделения.

    При такой форме реорганизации юрлица все права и обязанности переходили к вновь возникшим юридическим лицам именно в соответствии с этим документом;

  • выделения.

    При выделении из состава одного предприятия одной (или нескольких) организаций в соответствии с разделительным балансом к каждому из них переходили права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Но с 01. 09. 2014 года стали действовать изменения в ГК РФ, которые были внесены в закон в соответствии с Федеральным Законом от 05. 05. 2014 года № 99-ФЗ. Согласно этим изменениям, упоминание о разделительном балансе было убрано из ГК РФ, и был изменён порядок подготовки передаточного акта.

Теперь только этот документ определяет перешедшие к новому юрлицу права и обязанности.

В ст. 59 ГК РФ сказано, что акт должен содержать в себе следующие положения о правопреемстве всего имущества и всех обязательств реорганизованного юридического лица.

Акт утверждается учредителями, участниками или акционерам общества, или иным органом, который принял решение о реорганизации предприятия.

Он представляется в ФНС вместе с документами, необходимыми для государственной регистрации нового (новых) предприятий.

Форма передаточного акта законом не установлена, но действуют Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 N 44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций».

Их и нужно придерживаться при составлении передаточного акта. Пример смотрите тут.

В соответствии с этими Указаниями, передаточный акт должен включать в себя:

  • бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств ликвидируемого предприятия, а также результаты оценки на последнюю отчетную дату;
  • акты инвентаризации всего имущества и обязательств ликвидируемой фирмы. Она проводится непосредственно перед составлением передаточного акта, и сразу же составляются акты;
  • первичные учетные документы по ТМЦ, по приемки и передаче основных средств, материально-производственных запасов;
  • описи иного имущества, которое подлежит приёмке и передаче при реорганизации;
  • расшифровки кредиторской и дебиторской задолженностей. Также необходимо представить подтверждение того, что все кредиторы и дебиторы уведомлены должным образом;
  • документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи регистрирующего органа в ЕГРЮЛ.

Стоимость

Если заниматься самостоятельно составлением бухгалтерского баланса, то той фирме, которая подлежит реорганизации, это не будет стоить ни копейки. Возможно, нужно будет оплачивать услуги нотариуса за заверение документов.

А если обратиться к профессионалам, которые оказывают подобные услуги, то стоимость составления баланса и передаточного акта будет зависеть:

  • от объёмов передаваемого имущества;
  • от количества обязательств и объёма бухгалтерской отчётности, которую нужно изучить.