Порядок смены руководителя одинаков для всех предприятий.
Одновременно меняется и место регистрации хозяйствующего субъекта.
Основные моменты:
- Подготовить список документов, подтверждающих право собственности на помещение.
Помимо отметки в удостоверении личности, понадобится свидетельство о владении указанным имуществом.
- В уставе общества желательно не определять производство основным видом деятельности.
- Также нельзя размещать в помещении по регистрируемому юридическому адресу промышленное оборудование.
Понятия
Управляющий компанией, генеральный директор, президент. Все эти должности, согласно действующему законодательству, объединены одним понятием – исполнительный орган, действующий без доверенности.
Он избирается учредителями юридического лица и обеспечивает работу общества.
В его ведении находится:
- уплата обязательств по налогам и сборам;
- заключение соглашений;
- ведение переговоров с контрагентами;
- оформление распорядительных документов;
- сотрудничество с банками.
Поскольку устав не содержит информацию о назначении директора, документ не подлежит изменению. О произведенных изменениях оповещается региональная налоговая инспекция, которая обязана внести соответствующие коррективы в ЕГРЮЛ.
На это регистрирующему органу отведено три рабочих дня.
Дополнительные полномочия генерального директора прописываются в учредительной документации общества и трудовом договоре.
Законодательство
С необходимостью поменять руководство организации сталкиваются многие субъекты хозяйствования. Процесс не отличается сложностью, но требует строгого соблюдения определенного порядка действий.
Порядок смены директора регулируется следующими нормативными актами:
- ГК РФ;
- ФЗ № 14-ФЗ от 08.02.98;
- ФЗ № 208-ФЗ от 26.12.95;
- ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.01.
Допускается регистрация юридического адреса общества по месту нахождения действующего исполнительного органа (ст.54 ГК РФ).
В каком случае необходима
Произвести замену руководства предприятия, возможно, руководствуясь двумя факторами:
- истек период полномочий генерального директора;
- руководитель выразил желание уволиться.
Статья 66 ФЗ № 208-ФЗ от 26.12.95 предусматривает два случая, когда обязанности директора могут быть досрочно переданы третьему лицу:
- совет директоров принял решение приостановить полномочия руководителя;
- ответственное лицо ненадлежащим образом исполняет доверенные ему обязательства.
Видео: изменение в составе директоров
Подготовка и сбор информации
Государственные органы имеют право придерживаться своих внутренних распоряжений, правил, касающихся приема заявлений. Сама процедура внесение изменений в единый реестр одинаковая.
До начала корректировки основной информации, стоит собрать важные данные по генеральному директору: действующему и будущему.
Это поможет внести точные поправки в решение о назначении и заявление, которое подается в ФНС (форма Р14001).
Пример представлен тут.
Потребуются паспортные данные и идентификационный номер.
Документы
Перед посещением нотариуса и региональной налоговой инспекции нужно собрать пакет документов для регистрации смены директора ООО:
- ОГРН;
- ИНН;
- выписку из ЕГРЮЛ;
- копию удостоверения личности, ИНН директоров;
- ксерокопии паспортов всех учредителей;
- для участника юридического лица необходимо предоставить учредительную документацию и выписку из единого федерального реестра;
- заявление (форма Р14001);
- протокол решения совета директоров.
В налоговый орган
Подача бумаг на перерегистрацию исполнительного органа организации регулируется нормативными актами:
- статья 5 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.01 – пакет документов должен поступить не позднее трех рабочих дней со времени проведения собрания участников;
- статья 14.25 КоАП – предусмотренные санкции за несвоевременное предоставление бумаг;
- статья 8 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.01 – срок процедуры составляет пять рабочих дней.
Статья 9 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.01 объясняет, что пакет документов отправляется несколькими способами:
- посетив налоговую инстанцию;
- воспользовавшись услугами МФЦ;
- отправив ценным почтовым переводом с описью вложения;
- в электронном виде через интернет.
Важным документом, который подается в регистрирующий орган при смене директора, является заявление (форма Р14001).
К заполнению бумаги предъявляются особые требования:
- Заполняется на компьютере или от руки. Печатным методом набираются заглавные буквы, черным шрифтом.
- Не допускается наличие помарок, исправлений, ошибок.
- Графы, предназначенные для чисел, не заполняются пробелами или тире.
- Чистые страницы не подаются.
- Слова разделяются пробелами.
- Части слова, непомещающиеся на одной строке, переносятся по слогам без разделения знаками.
- Указываются контактные данные нового руководителя для связи с ним в случае возникновения вопросов.
- Отмечается желаемый метод получения готового ответа.
- Распечатывается с одной стороны.
- Заполнение графы «ФИО заявителя» производится от руки.
- Прошивается нотариусом.
О том, как выглядит образец нотариальной доверенности на регистрацию ООО, написано здесь.
Нотариусу
Для удостоверения подписи нового директора понадобится посетить нотариуса и предоставить следующий пакет документов:
- ИНН;
- свидетельство о госрегистрации (ОГРН);
- бумаги о поправках, которые вносились в учредительную документацию;
- протокол собрания всех учредителей, свидетельствующий о согласии на создание общества;
- приказ-назначение генерального директора (заявителя);
- действующий устав;
- выписка из ЕГРЮЛ.
Обновленные
В 2013 году изменились требования к оформлению заявления № Р14001. Поправки рекомендованы приказом ФНС № ММВ-7-6/25@ от 25.01.12. Налоговые инстанции принимают действующую и новую формы.
Пошаговая инструкция
Окончательному оформлению на должность руководителя организации предшествует несколько действий:
- сбор необходимых бумаг;
- принятие решения собрания участников;
- оформление приказа;
- заполнение и подписание у нотариуса заявления для налогового органа;
- подача документов в регистрирующую инстанцию;
- получение готовых бумаг;
- уведомление банковского учреждения;
- создание нового электронного ключа, предоставляющего доступ к счету.
Инициатива
Предложение о смене директора выносится на обсуждение собранием учредителей.
Что регламентируется соответствующими законодательными актами:
Дата принятия положительного решения совпадает со вступлением нового лица в должность и приобретения оговоренных полномочий
Решение собственников
Избрание исполнительного органа является прерогативой совета директоров. Результатом собрания становится оформление протокола. Документ составляется с четким соблюдением требований законодательства. Принимаются во внимание законы «АО».
Пример протокола представлен тут.
Основные требования к оформлению:
- указать дату прекращения полномочий одного директора и возложение обязанностей на другого;
- прописать данные с удостоверения личности нового руководителя;
- решение принять большинством голосов;
- использовать точные формулировки повестки дня;
Решение заверяется подписями лиц, принимавших участие в голосовании. Ссылка на документ помещается в трудовую книжку генерального директора.
Приказ об увольнении
При расторжении трудового договора с генеральным директором издается приказ о его увольнении. Постановление подписывает действующий руководитель. Основанием служит его заявление по собственному желанию.
Увольнение
Следующим шагом будет проставление в трудовую книжку отметки об увольнении.
Важный момент – подача совету учредителей заявления с просьбой исключить данные о бывшем руководителе из ЕГРЮЛ.
Это защитит его право на труд, гарантированное ст.37 Конституции. Уходящий директор передает свои полномочия своему правопреемнику соответствующим документом. В заявлении указывает на прекращение своих полномочий и наделение ими другого гражданина. Личная подпись на документации заверяется нотариально.
Приказ о назначении
Распоряжение о назначении нового генерального директора обязано включать информацию о снятии с должности одного лица и назначении другого. Также указывается период действия полномочий нового директора.
Бумага подлежит подписанию всеми учредителями или секретарем и председателем собрания участников.
Визит к госрегистратору
Назначенный руководитель в течение трех дней со дня вступления в должность обязан подать в налоговую инспекцию пакет документов. Специалист, принявший бумаги, выдаст расписку об их получении с датой выдачи готовой документации (ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.01).
Информирование налоговых и других контролирующих органов
Законодательством не предусмотрено самостоятельное информирование внебюджетных и иных органов.
Поскольку контролирующий орган принимает документацию на перерегистрацию методом единого окна, остальные фонды получают данные в электронном виде.
Для этого используется система межведомственного взаимодействия.
Получение новой справки из ЕГРЮЛ
Получить документы может любое лицо с предоставлением доверенности от директора спустя пять рабочих дней после их подачи регистрирующему органу.
Пример доверенности смотрите тут.
Налоговая инспекция выдаст:
- свидетельство о проведенных поправках записей ЕГРЮЛ;
- выдержку из единого федерального реестра.
Обновление банковской карточки
Последним этапом смены генерального директора является информирование банковского учреждения, в котором открыт счет.
Для этого новый руководитель предоставляет в банк необходимые документы:
- ИНН организации;
- свидетельство ОГРН;
- действующий устав;
- лист из ЕГРЮЛ;
- карточку с подписями.
Отдаются нотариально заверенные копии этих бумаг. Также прикладывается дополнительный пакет документов, который удостоверен печатью организации и личной подписью нового руководителя.
Туда входят:
- протокол о создании ООО;
- решение о смещении прежнего директора;
- приказ о назначении нового руководителя.
Банк сверит образцы подписей с паспортными данными, примет карточку, с генерирует новый доступ к счету. С этих пор новый генеральный директор обретет полное право на пользование услугами банковского учреждения.
Стоимость смены учредителя ООО
Смена учредителя ООО повлечет за собой денежные растраты только в случае обращения за помощью к третьему лицу. Если всю процедуру пройти самостоятельно, не понадобится затрачивать денежные средства. Все можно оформить посредством входа/выхода участников.
Пошлина
Законодательство не предусматривает при регистрации смены генерального директора уплату государственной пошлины.
Дополнительные услуги
Услуги посредников оплачиваются в том случае, если им поручена регистрация смены учредителя без нотариуса.
К ним относятся:
- запрос информационного листа из ЕГРЮЛ в электронном виде;
- удостоверение выписки в налоговом органе;
- сопровождение руководителя в нотариальную контору;
- уведомление банка.
О том, как проходит первичная регистрация ООО, написано тут.
Образец листа регистрации участников общего собрания ООО, читайте здесь.
Подводные камни
Некоторые нюансы регистрации иногда могут упустить даже опытные юристы:
- Заявление на увольнение прежнего руководителя пишется за месяц до расторжения трудового договора (ст.280 ТК РФ).
Для этого созывается собрание участников, на котором определяется, кто будет исполнять эти обязанности.
- Последним днем работы считается дата внесения поправок в ЕГРЮЛ (ст.274 ТК РФ).
До этого момента за прежним директором остается право подписи.
- Доверенность, выданная старым руководителем, имеет юридическую силу (ст.185 ГК РФ).
Проводятся ревизии выданных доверенностей. При необходимости нужно отозвать сомнительный документ.
- Прежний директор имеет доступ к банковскому счету до тех пор, пока не произойдет замена карточки с образцами подписей.
После принятия решения о смене руководителя уведомить банк, отослав копию протокола.
Регистрация смены директора ООО регулируется соответствующими законами. Упущение важных моментов влечет за собой санкции, предусмотренные законом.