Такая процедура в организации затрагивает абсолютно весь персонал:

  • фиксируется запись в трудовой книжке;
  • она может быть связана с изменением прав и обязанностей;
  • трудовых функций сотрудников;
  • переводом их на другую должность;
  • в крайнем случае, сокращением или увольнением.

Любое преобразование в фирме не должно проходить без новых, мощных бизнес – идей, которые бы придали новой организации актуальность, привлекли внимание общественности.

Суть

Реорганизационный процесс подразумевает своего рода ликвидацию предприятия и рождение нового.

В результате его меняется характер трудовых отношений, вся задолженность организации перед сотрудником, касающаяся выплаты заработной платы, должна быть полностью погашена.

Реорганизация нужна иногда не только для оптимизации производственных процессов, но и для:

  • сплочения коллектива;
  • урегулирования конфликтных отношений между работниками или целыми отделами.

Руководитель может объединить несколько отделов, либо осуществить перевод нескольких работников из одного в другой.

Таким образом, специалисты будут иметь один ориентир, добиваться достижения одной цели, что поспособствует процессу сплочения и попутно повышению производительности труда путем создания командной работы.

Услуги и товары, качество которых повышается после реорганизационных мероприятий, часто актуальны и востребованы, поэтому этот процесс проводится в строгой последовательности, соблюдая все этапы.

Законодательство

Изменения, предполагаемые реорганизацией, их специфические особенности регулируются Гражданским кодексом (статьей 57), Трудовым законодательством (статьей 75).

Они могут носить добровольный характер, в случае если руководитель уведомит специалиста за 2 месяца до реорганизации, он обладает законным правом отказаться или согласиться работать дальше в данной фирме.

Реорганизация в принудительном порядке регламентируется другими законодательными актами, например федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Если численность сотрудников предприятия в соответствии со штатным расписанием составляет более 50 человек, то она должна поменять свой статус с ООО на ОАО, что также влечет за собой реорганизацию.

Решить эти вопросы можно только через судебные органы или получив консультацию и поддержку контролирующих органов (антимонопольной службы), которые имеют право на реализацию подобного рода мероприятий.

Когда это выгодно

Если в предприятии произошла реорганизация, то при разумном руководителе – это выгодно. Он должен спланировать и просчитать риски каждого процесса, происходящего в ходе реорганизационных действий.

В случае грамотного ведения манипуляций можно с большой выгодой поменять алгоритм принятия ответственности по распределению прав на имущество, а также сферу обязанностей организации.

Выгодные условия могут возникнуть в процессе проведения мероприятий.

Например, могут соединяться 2 фирмы, одна из них является известной, прибыльной, подающей надежды, но не имеющей своего имущества для реализации собственных нужд.

Другая фирма может располагать теми или иными ресурсами, но находится в полном убытке. При их соединении выгода очевидна для обеих сторон.

Видео: детально

Варианты

Для того, чтобы понимать каким путем осуществлять реорганизационные изменения, необходимо различать виды преобразования фирм.

Способы их реализации будут зависеть от особенностей и нюансов развития трудовых отношений между сотрудниками, которые основываются на какой-либо из форм реорганизации.

Каждый вариант развития событий следует рассмотреть отдельно.

Слияние

Такая форма реорганизации влечет за собой соединение нескольких организаций в одну (статья 52 ГК РФ).

После этого у них становится общим: активы, задолженности, капиталы, они ведут единый бизнес, преследуют одни цели и задачи.

Особенности процесса слияния:

  • если суммарные активы всех сотрудников предприятия превышают 6 000 000 рублей, то на проведение реорганизации требуется разрешение антимонопольной службы, которая ведет контроль по противодействию коррупции;
  • при слиянии происходит ликвидация предприятий и создается новое юридическое лицо;
  • каждая стадия реорганизации должна быть оформлена в соответствии с законодательством (решение о слиянии 2 фирм заносится в протокол, об этом уведомляются все субъекты взаимодействия с организациями и погашаются все задолженности перед кредиторами, затем решаются вопросы с кадрами, после чего подготавливается пакет документов для слияния);
  • после создания новое учреждение должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Присоединение

Данный путь реорганизации считается выгодным для тех фирм, которые слабее других и не способны к конкуренции.

Этот процесс предполагает вхождение одного или нескольких предприятий в другое, более масштабное и сильное учреждение (статья 57 ГК РФ).

Особенности формы присоединения:

  • одна организация поглощает активы и пассивы всех входящих в нее фирм, сохраняет свой статус, остается в ЕГРЮЛ, а остальные фирмы подлежат ликвидации;
  • действия по реорганизации производятся в стандартной последовательности (принимается решение о присоединении, об этом уведомляются сотрудники, извещаются другие государственные учреждения и кредиторы, формируется пакет документов, проводится инвентаризация имущества, в устав учреждения вносятся изменения, процедура завершается подтверждением из надзорных органов);
  • выгода при присоединении распространяется для обеих сторон, более крупная организация увеличивает свои масштабы, более слабые получают возможность функционировать в привычном режиме, остаться на рынке производства и труда.

Разделение

Такая реорганизационная форма практикуется, если одна большая фирма не справляется с управлением, имеются большие масштабы производства и кадровые ресурсы.

Нюансы разделения на несколько фирм:

  • организация, разделяющаяся на несколько, подлежит ликвидации, а новые учреждения регистрируются заново (статья 56 ГК РФ);
  • юридические лица наследуют права и обязанности предприятия в полном объеме;
  • разделение сопровождается такими этапами как: решение учредителей о реорганизации; оформление отдельных уставов и раздельного баланса; сбор документов; регистрация в надзорных органах.

Выделение

В процессе такой реорганизации существует предприятие, которое продолжает функционировать и вести свою деятельность.

Как правило, им управляют несколько владельцев, которые вследствие конфликтов не могут сотрудничать и достигать единых целей. После выделения работать продолжают уже 2 организации с разными руководителями (статья 58 ГК РФ).

Специфика выделения:

  • обязательно проведение оценки стоимости имущества, так как оно может быть разделено между директорами;
  • между двумя организациями делятся активы, финансовые потоки, права и обязанности;
  • обязательно погашение всех задолженностей перед кредиторами и уведомление субъектов, работающих с фирмой.

Преобразование

В ходе данного вида реорганизации предусмотрено возникновение юридического лица с другой организационной – правовой формой.

После проведения этой процедуры фирма прекращает свою деятельность, но появляется другая (статья 57 ГК РФ).

Детали преобразования:

  • обязательно изучение законодательства, так как имеются ограничения при оформлении;
  • состав учредителей нельзя изменять во время реорганизации (целесообразно до неё или после);
  • учреждение считается полным правопреемником реорганизованной фирмы;
  • необходима справка из Пенсионного фонда РФ.

Какую форму выбрать лучше

Рассматривая вопрос о целесообразности той или иной формы реорганизации, следует понимать, что её проведение должно исходить из существенных проблем учреждения.

Для того, чтобы правильно выбрать способ, с помощью которого лучше провести процедуру, необходима оценка проблемных и слабых сторон.

Если между несколькими учредителями имеются разногласия, то конструктивнее будет выбрать выделение. В случае масштабности предприятия и трудностями с его управлением, оптимальный вариант – разделение. При необходимости смены организационно-правовой формы – преобразование лучший вариант. Если существует несколько фирм, которым сложно функционировать, то слияние оптимизирует их работу.

Процедура

Структурная реорганизация требует индивидуального подхода и соблюдения строгой последовательности действий.

Для того, чтобы правильно соблюсти все правила, необходимо:

  • собрать полный пакет документов;
  • уведомить работников и другие учреждения о реорганизации;
  • издать приказ о реорганизации;
  • не нарушить права работников.

Документы

Для оформления реорганизации, следует собрать следующие документы:

  • заявление, где содержится просьба о государственной регистрации юридического лица;
  • копии учредительных документов, удостоверенные нотариально;
  • решение, где содержатся сведения о реорганизации предприятия;
  • акт передачи и документы, свидетельствующие о раздельном балансе фирм;
  • чек об уплате государственной пошлины;
  • предоставление сведений в пенсионный фонд РФ.

Уведомление

Интересы реорганизационного процесса затрагивают не только руководство, но и работников, которые ведут основную деятельность учреждения. Они должны заблаговременно быть уведомлены о предстоящих изменениях, не менее, чем за 2 месяца до их начала (статья 75 ТК РФ).

Пример можно посмотреть тут.

Каждый сотрудник должен определиться со своей собственной позицией, так как ему придется подписывать документ, в котором он выражает согласие работать при новом режиме в этой фирме.

Если его не устраивают какие-либо аспекты функционирования новой организации, то он может быть уволен.

Образец письма

При реорганизации необходимо уведомлять не только внутренних сотрудников, но и другие организации – кредиторов и контрагентов.

Перед началом процесса, должны быть выплачены все долги, а взаимодействующие предприятия (налоговая, пенсионный фонд РФ, антимонопольная служба), должны быть в курсе проводимых изменений.

В связи с реорганизацией предприятия составляют письмо, образец которого, можно составить самостоятельно, отправляют во все ведомства.

Посмотрите образец тут.

Приказ

В каждой фирме внедряются свои правила оформления приказа, который составляется как основной правоустанавливающий документ. Пример смотрите тут.

В нем должны быть указаны следующие сведения:

  • название учреждения;
  • дата и номер приказа;
  • причины структурных изменений;
  • положение о проведении реорганизации;
  • результативность процесса;
  • несение ответственности и функционал;
  • прогноз целей после реорганизации;
  • дата и роспись директора.

Сроки и стоимость

Срок длительности реорганизации для каждой фирмы разный, в зависимости от ситуации с разделением функций, активов, баланса, перевода работников, погашения задолженностей перед кредиторами.

Как правило, минимальный ее срок составляет от 75 дней.

Стоимость данного процесса также зависит от сложившейся ситуации. Кроме государственной пошлины, у организации могут иметься долги, штрафы и другие санкции.

При реорганизации предприятия что делать работникам

В соответствии с законодательством (статьей 75 ТК РФ), работника уведомляют о предстоящих изменениях не менее, чем за 2 месяца в письменной форме.

Получив этот документ, работник должен подписать его в 2 экземплярах, один оставить себе, другой отдать руководителю.

  1. Если он согласен работать на новых условиях, предлагаемых работодателем, то он ставит свою роспись.
  2. Если сотрудника не устраивают новые условия, то он может быть сокращен или уволен с выплатой компенсации.