С 2012 года происходит оптимизация учебных учреждений как дошкольного, так и школьного типа. Оптимизация школ состоит в их объединение, и последующем отделении начальной школы от средней и старшей. Что происходит с реорганизованной школой?
Понятие
- Реорганизация – это прекращение одной формы собственности бизнеса и создание новой, влекущее за собой возникновение отношений правопреемства.
- Образовательное учреждение – это учреждение, которое осуществляет процесс обучения, а также несёт ответственность за организацию этого процесса. В рамках своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ.
Законодательство
- Любая школа является юридическим лицом, поэтому процесс реорганизации проводится на основании ст. 57 – 60 ГК РФ.
- Но, так как это всё-таки образовательное учреждение, то стоит опираться на нормы Федерального Закона от 29. 12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Принимать решение о реорганизации школы имеют право:
- как органы власти на федеральном уровне;
- так и на региональном уровне.
С какой целью проводится
- Реорганизация школ производится с целью оптимизации процесса обучения детей.
- Кроме того, чиновники называют основной целью объединения школ уменьшение расходов на содержание некомплектных школ, а также для совершенствования сети государственных образовательных учреждений.
Как правило, это приводит к снижению эффективности образовательного процесса и снижению качества образования в конкретно взятой школе.
Главная особенность
Особенность реорганизации школы заключается в том, что впоследствии происходит оценка эффективности принятого решения о реорганизации.
Осуществляется проверка:
- обеспеченности детей школьными принадлежностями;
- организации учебного процесса, а также досуга школьников;
- организация питания;
- эффективность оказания медицинской помощи;
- организация социальной защиты и социального обслуживания школьников.
Видео: нововведения
Формы
Как любое юридическое лицо, школа может быть реорганизована в следующих формах:
- слияние – это объединение нескольких действующих предприятий в одно. При этом те юридические лица, которые объединяются, прекращают существовать, а образует новое предприятие;
Схема слияния: А + Б = В, при этом А и Б прекращают свою деятельность, а В – начинает.
- присоединение – одно предприятие вливается в другое, и при этом перестаёт существовать;
Схема: А + Б = А, при этом б прекращает свою деятельность, а А – продолжает, сохраняя прежний ИНН.
- разделение – на базе одного юридического лица, которое перестаёт существовать, образовываются новые фирмы;
Схема: А / 3 = Б1, Б2 и Б3, при этом А – прекращает свою деятельность.
- путем выделения – образование нового юрлица. При этом старое предприятие продолжает существовать и вести хозяйственную деятельность;
Схема: – А – Б = А и Б, при этом А не прекращает свою деятельность.
- преобразование – одно предприятие прекращает свою деятельность, а на его базе возникает, как правило, одно предприятие, реже – несколько, с другой формой собственности.
Схема: А => Б, при этом А прекращает свою деятельность.
Порядок
Реорганизация школы, как и любого юридического лица, проводится по единой схеме, но с учётом некоторых особенностей.
Пошаговая инструкция реорганизации школы путем присоединения следующая:
- принятие решения о проведении реорганизации.
Его принимает либо учредитель, либо уполномоченный госорган. Также реорганизация может быть проведена по решению суда;
- на основании принятого решения издаётся Постановление на том уровне власти, на котором и было принято решение о проведении реорганизации в данном образовательном учреждении;
- необходимо решить вопрос с персоналом;
Пути два – либо сокращение штатов, либо изменение условий трудового договора. И в том, и в другом случае, всех работников обеих учреждений необходимо уведомить за 2 месяца до предстоящих изменений. Пример смотрите тут.
- пока кадровая служба решает вопрос с сотрудниками, бухгалтерия занимается созданием разделительного баланса, на основании которого будет составлен передаточный акт;
Образец баланса представлен здесь.
- сделать официальное уведомление через СМИ с помощь журнала «Вестник государственной регистрации»;
- нужно разослать каждому кредитору и дебитору оповещение о реорганизации;
Это необходимо для погашения долгов и взыскания дебиторской задолженности. И, хотя школа является государственным учреждением, она также имеет и кредиторов, и дебиторов.
- когда все документы будут готовы, их нужно сдать в налоговую инспекцию;
- затем провести регистрацию нового образовательного учреждения (или учреждений), если реорганизация подразумевает их создание.
О том, как проводится структурная реорганизация производства, написано тут.
Решение
Решение о реорганизации школы принимается:
- либо её учредителем;
- либо уполномоченным государственным органом.
Этот орган также утверждает первоначальные мероприятия по реорганизации. Они зависят от того, в какой форме будет происходить реорганизация.
Постановление
На основании принятого решения издаётся правовой акт – Постановление на том уровне власти, которое и приняло решение о реорганизации конкретного образовательного учреждения.
В этом документе указывается следующая информация:
- реквизиты принятого решения;
- полное и сокращённое наименование реорганизуемого образовательного учреждения;
- форма реорганизации;
- назначение ответственного лица либо ответственного органа от лица учредителя или уполномоченного госоргана;
- поручение о проведении соответствующих мероприятий;
- поручение о составлении передаточного акта, подготовке необходимых документов.
Если в ходе реорганизации будет создано новое образовательное учреждение (слияние, разделение, выделение или преобразование), то в постановлении также нужно указать следующую информацию:
- тип, вид и полное наименование вновь создаваемого образовательного учреждения;
- орган исполнительной власти, в чьём ведении будет находиться новое образовательное учреждение;
- формирование имущества вновь создаваемого образовательного учреждения.
Уведомление
Необходимо правильно решить вопрос с персоналом реорганизуемой школы.
В зависимости от формы будущих изменений, им «грозит» либо сокращение штатов, либо изменений условий трудового договора.
В любом случае, весь персонал необходимо уведомить на позднее, чем за 2 месяца до начала всех мероприятий по реорганизации.
Уведомление должно быть составлено в письменном виде, и направлено каждому работнику персонально. Кроме того, работник должен расписаться в уведомлении.
Работник, согласно пп. 6 п. 1 ст. 77 ТК РФ имеет право отказаться продолжать трудовую деятельность в этой организации, если меняется собственник. Это же положение касается и работников школы.
Факт реорганизации должен быть отражён в трудовой книжке каждого работника, кто остался трудиться в школе.
Передаточный акт
Этот документ составляется, когда имущество и обязательства одной школы переходят к другой, то есть происходит реорганизация путем присоединения к другой школе.
На основании этого документа, та школа, которая находится в стадии реорганизации, передаёт своё имущество и свои обязательства либо вновь создаваемой школе, либо той к которой она присоединяется (сливается).
В передаточном акте содержаться все сведения о правопреемстве одной школы перед другой.
Составляется этот документ бухгалтерской службой.
Пример документа смотрите тут.
Перевод обучающихся
Каждый ученик реорганизуемой школы не теряет своё право на получение образования. Они все переводятся в новую школу с соблюдением классности и возраста каждого обучающегося ребёнка.
Даже если вновь созданная школа будет рангом выше (например, реорганизованная была общеобразовательной, а новая – гимназия или лицей), все дети принимаются без экзаменов или дополнительных тестирований. Они проходят по направлению в новую школу.
Комиссия по оценке последствий реорганизации образовательных организаций
Как уже упоминалось, главной особенностью реорганизации образовательного учреждения в том, что необходимо проведение экспертной оценки последствий проведённых действий. Об этом сказано в п. 2 ст. 13 Федерального закона 24. 07. 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
Заказать такую экспертизу должен сам учредитель школы, а проводится она по тем нормам, которые устанавливаются властью субъекта самостоятельно.
В состав комиссии, которая и проводит оценку последствий, входят:
- руководители и специалисты местных органов управления образованием;
- руководители, экономисты и юристы местных органов власти;
- представители местного органа самоуправления;
- представитель того учреждения, которое было реорганизовано.
По результатам проведённой экспертизы, члены комиссии выносят своё заключение, в котором содержится следующая информация:
- обоснование необходимости проведения реорганизации.
- прямое указание на то, как будет реализовываться право учеников на получение бесплатного среднего образования;
- вариант трудоустройства работников, если предстоит сокращение штатов или массовое увольнение;
- прогнозируемые последствия принятия решения о реорганизации. Что ждёт школу в будущем?
О том, как составить передаточный акт при реорганизации, написано a
Нюансы проведения смешанной реорганизация, описаны здесь.
Права работников
При реорганизации школы права всех работников должны быть соблюдены в соответствии с ТК РФ. Если происходит сокращение, то должны быть произведены все выплаты, если происходит изменение условий трудового договора, то они должны быть не хуже, чем в прежнем.
То есть, если происходит изменение окладов, то нельзя допустить, чтобы оклад на новом месте работы был ниже, чем на прежнем, при сохранении того же объёма работ.
В противном случае, не избежать проверок и судебных разбирательств.
Работник имеет право отказаться работать на новое начальство. Это его право! Об этом сказано в ст. 75 ТК РФ.
Плюсы и минусы
Реорганизация школ имеет свои за и против. Однако больше минусов, чем плюсов.
К минусам можно отнести:
- в классах становится более 25 человек, а то и 30;
- страдает учебный процесс;
- некоторые школы переходят на более «низкий» уровень образования;
Например, объединили общеобразовательную школу и школу, имеющую статус «гимназии». Те дети, которые учились в «гимназии» потеряли в образовании, так как новая школа была переведена на общеобразовательный уровень.
- зачастую, учащимся становится добираться до школы сложнее и дальше;
Особенно это относится к реорганизация сельских малокомплектных школ. Когда, например, объединяют несколько сельских школ для полной комплектации классов и педсостава. Зачастую детям приходится добираться в другие сёла за несколько километров.
- сокращение педагогического состава;
- переквалификация учителей. Например, объединение спортивной и обычной школы;
- увеличение педагогической нагрузки на учителей при той же заработной плате.
К плюсам можно отнести только то, что на освободившихся местах восстанавливают детские дошкольные учреждения – детские сады.