На сегодняшний день финансовая ситуация в стране оставляет желать лучшего. Поэтому появилась потребность в экономии бюджетных средств.
Именно поэтому проводится проверка разных предприятий и учреждений, которые не справляются с поставленными задачами.
После проверки решается судьба организации: либо она продолжит свое функционирование, либо из-за своей нецелесообразности подлежит полной ликвидации.
Понятие
Основной задачей проведения данного комплекса мероприятий является улучшение процедуры по управлению финансами, а также определение бюджета учреждений.
Для выполнения этих задач и для разработки экономного расходования финансов может выполняться реорганизация, которая является одним из видов ликвидации унитарного предприятия.
Законодательство
Прекращение деятельности бюджетного учреждения происходит в соответствии с федеральными законами, которые содержат все сведения о деятельности индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций, а также на основании ст.158 БК РФ.
Здесь описываются функции и требования к главному распорядителю бюджетных денег.
Он обязан составить роспись, по которой начинается распределение финансов по предприятиям, а также должен следить за использованием этих средств, которые были предоставлены организации.
Если принято решение о закрытии конкретного образовательного заведения, то главный распорядитель должен разработать и утвердить комплекс мероприятий для ликвидации.
Возможные причины
Причины, которые связанные с ликвидацией казенного учреждения могут быть различными:
- невыполнение поставленных задач, которые предусмотрены законом;
- неспособность нести ответственность перед кредиторами за выплату долгов;
- уголовная ответственность;
- дефолт предприятия.
В таком случае процесс рассматривается очень долго и требует много сил.
Множество коммерческих и неприбыльных организаций прекращает свое существование из-за того, что все поставленные задачи уже выполнены или когда она перестала приносить прибыль.
Одним из важных факторов является неуплата налогов в бюджет или в другие государственные органы.
Случается так, что возникшие проблемы стают причиной серьезных конфликтов между владельцами, вследствие чего происходит закрытие компании.
Причиной прекращения деятельности также может быть постановление суда (ст.65 ГК РФ). Это происходит в процессе проверки предприятия и выявления нарушений в налоговой отчетности.
Пошаговая инструкция ликвидации бюджетного учреждения
Общая процедура ликвидация определяется законом.
Она зависит от типа юридического лица и имеющихся обязательств перед возможными кредиторами.
Ниже будет рассмотрены ключевые моменты, связанные с прекращением деятельности учреждения.
Решение
На основании официального решения Правительства РФ о реорганизации или ликвидации бюджетного предприятия составляется акт об исполнительной власти.
В документе содержатся такие подпункты:
- главный документ, согласно которому принято решение о прекращении деятельности учреждения;
- дата, срок проведения ликвидации;
- создание ликвидационного комитета, с указанием ФИО председателя;
- источник финансирования;
- список тех организаций, которым передаются права и обязанности, включая активы ликвидируемого предприятия.
Ликвидационная комиссия
По итогам принятия учредителями решение о ликвидации предприятия, создается специальная комиссия. При этом в законе не сказано о допустимом количестве участников.
Однако в ее состав не должны входить должностные лица учреждения, а также ее работники и представители тех структур, которые принимали решение о закрытии учреждения.
После создания этого исполнительного органа все полномочия передаются в их руки. Председатель комиссии имеет право подписывать все документы, направляемые в суд.
Также он уполномочен представлять интересы компании в любом государственном органе и совершать другие действия, предусмотренные решением комиссии.
Расширенный перечень полномочий регламентируется законом.
Данный исполнительный орган должен определить срок, в течение которого заимодавцы могут подать финансовые претензии предприятию, которое прекращает свое существование.
Комиссия должна опубликовать соответствующее решение в СМИ (ст.63 ГК РФ).
Такой документ получает не только организация, но и заимодавцы.
Видео: юридического лица
Промежуточный ликвидационный баланс
Это документ позволяет определить реальное финансовое состояние предприятия и определить круг кредиторов, чьи требования подлежат удовлетворению.
Расчеты с кредиторами и их очередность
При тщательном изучении промежуточного баланса определяют сумму, которая нужна для расчета с заимодавцами и погашения текущей задолженности.
Баланс позволяет установить способность ликвидируемого предприятия выплачивать все долги.
Кредиторы должны представить документы, которые подтверждают наличие определенной задолженности. Только после этого комиссия начинает расплачиваться с долгами.
Если комитет не согласен с размером финансовых претензий, он вправе установить свой денежный баланс.
Все непризнанные, а также новые требования отображаются в специальном дополнении к балансу. Если они не были включены в данный документ, то претензии кредиторы могут предъявить в судебном порядке.
Если требования заимодавца не были внесены в ликвидационный баланс, и он не обращался в суд, то долг перед ним считается погашенным (ст.64 ГК РФ).
Поэтому чтобы получить основную или дополнительную сумму долга необходимо подать иск и только при его положительном результате, возможно, вернуть всю сумму.
Промежуточный баланс утверждается органом, который принимал решение о прекращении деятельности предприятия.
После утверждения баланса необходимо сообщить в налоговую службу, которая займется его регистрацией.
Если на балансе будем мало средств для погашения задолженности, то ликвидируемому предприятию будут выделены дополнительные финансы.
После того как документ вступит в силу, начинаются все выплаты.
Последовательность выплат следующая:
- первая очередь – выплаты осуществляются тем людям, которым был причинен вред здоровью с учетом компенсаций морального ущерба;
- вторая очередь – производится расчет людей, работающих на предприятии по трудовому соглашению, а также осуществляются выплаты премий;
- третья очередь – платежи производятся в соответствии с обязательными выплатами в государственные органы;
- последняя очередь – погашается задолженность перед остальными заимодавцами.
Куда подавать
Ликвидационный комитет должен составить график мероприятий, которые будут направлены на взыскание задолженности, не выплаченной по заявленным требованиям всем кредиторам.
В случае любых несогласований необходимо подавать исковое заявление суд (ст.61 ГК РФ). Если дело перешло в суд, то назначенная комиссия не имеет права требовать выплату долгов.
Если вы хотите больше узнать о возможности отмены процедуры закрытия предприятия, то рекомендуем обратиться к этой статье: отмена ликвидации юридического лица.
О том, как ликвидировать представительство иностранной организации, подробно изложено тут.
Срок
Выплата финансовых претензий комиссия производит на следующий день после утверждения ликвидационного баланса, кроме кредиторов 3 и 4 группы.
Зачисление средств на их счета поступает по истечении месяца со дня принятия баланса.
Выплаты сотрудникам производятся в 2-месячный срок после увольнения. Если за 3 месяца служба занятости не нашла человеку работу, то выплата пособия производится и за третий месяц.
Ответственность по задолженностям
Исходя из разъяснений Федерального арбитражного суда, не допускается привлечение к субсидиарной ответственности местных органов власти.
Это связано с особым статусом данного вида ответственности.
Кредиторы должны предъявлять претензии к основному должнику и только после этого ко второму отвечающему лицу.
Если такого должника нет, то соответственно нет такого вида ответственности.
Все обязанности главного распорядителя бюджетных денег прекращаются с ликвидацией предприятия, без привлечения других лиц, включая прямого владельца организации.
Окончательный ликвидационный баланс ЕГРЮЛ
После того как все задачи были выполнены, комиссия формирует ликвидационный баланс и передает сведения о нем владельцу, которым могут являться местные органы самоуправления.
Далее, составляется заявление и прикладывается документ об уплате госпошлины (ст.333.33 НК РФ). Все эти бумаги передаются в налоговую инспекцию.
После выполнения поставленного плана деятельность предприятия завершается, и его вносят в государственный реестр.
Уведомление госорганов
В процессе ликвидации нужно своевременно и поэтапно направлять в налоговую инспекцию следующие документы:
- подтверждающие решение о ликвидации предприятия (форма №Р15001) в соответствии с приказом ФНС N ММВ-7-6/25;
- о создании ликвидационного комитета (форма №Р15002) и сведения о председателе.
- о создании промежуточного ликвидационного баланса (форма №Р15003);
- извещение о регистрации ликвидируемого учреждения.
К нему прикрепляются квитанции об оплате госпошлины и ликвидационный баланс.
Информацию про ликвидацию путём присоединения, вы найдёте здесь.
Как правильно, в какие сроки, и в каком порядке сдать документы в архив, вы прочитаете тут.
Сдача документации в архив
По закону в организации должна храниться вся учетная документация в течение срока, который устанавливается правилами архивного дела (ФЗ «О бухгалтерском учете»).
На сегодняшний день существует определенный перечень документов и срок их хранения, составляет не менее 5 лет. Документы, которые не подлежат обязательному хранению, подвергаются тщательному отбору и уничтожению.
Перечень обязательных документов распространяется на все предприятия. Сроки их хранения также распространяются на все бюджетные организации.
Согласно указаниям об отборе, хранении и уничтожению документов процедура должны проводиться по всем установленным правилам государственных архивов.
При этом начальник архива проводит экспертизу ценности перечисленных бумаг. Такой проверке подвергается вся документация на носителях любого вида.
Уничтожение документов запрещено, пока не будет завершена государственная экспертиза. Все движения по уничтожению должны согласовываться и утверждаться с руководителем организации и оформляться в письменном виде.
Исходя из этого, предприятие должно произвести следующие действия:
- получить разрешение от главной организации о получении доступа к архивным документам предприятия подвергающего ликвидации;
- уточнить перечень архива;
- сформировать архив;
- согласовать список уничтожаемых документов;
- получить документальное подтверждение и ликвидировать документы.
Благодаря процедуре ликвидации бюджетного учреждения удается сэкономить большое количество государственных средств и направить их в другую отрасль.