Такая процедура в организации затрагивает абсолютно весь персонал:
- фиксируется запись в трудовой книжке;
- она может быть связана с изменением прав и обязанностей;
- трудовых функций сотрудников;
- переводом их на другую должность;
- в крайнем случае, сокращением или увольнением.
Любое преобразование в фирме не должно проходить без новых, мощных бизнес – идей, которые бы придали новой организации актуальность, привлекли внимание общественности.
Суть
Реорганизационный процесс подразумевает своего рода ликвидацию предприятия и рождение нового.
В результате его меняется характер трудовых отношений, вся задолженность организации перед сотрудником, касающаяся выплаты заработной платы, должна быть полностью погашена.
Реорганизация нужна иногда не только для оптимизации производственных процессов, но и для:
- сплочения коллектива;
- урегулирования конфликтных отношений между работниками или целыми отделами.
Руководитель может объединить несколько отделов, либо осуществить перевод нескольких работников из одного в другой.
Таким образом, специалисты будут иметь один ориентир, добиваться достижения одной цели, что поспособствует процессу сплочения и попутно повышению производительности труда путем создания командной работы.
Услуги и товары, качество которых повышается после реорганизационных мероприятий, часто актуальны и востребованы, поэтому этот процесс проводится в строгой последовательности, соблюдая все этапы.
Законодательство
Изменения, предполагаемые реорганизацией, их специфические особенности регулируются Гражданским кодексом (статьей 57), Трудовым законодательством (статьей 75).
Они могут носить добровольный характер, в случае если руководитель уведомит специалиста за 2 месяца до реорганизации, он обладает законным правом отказаться или согласиться работать дальше в данной фирме.
Реорганизация в принудительном порядке регламентируется другими законодательными актами, например федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Если численность сотрудников предприятия в соответствии со штатным расписанием составляет более 50 человек, то она должна поменять свой статус с ООО на ОАО, что также влечет за собой реорганизацию.
Решить эти вопросы можно только через судебные органы или получив консультацию и поддержку контролирующих органов (антимонопольной службы), которые имеют право на реализацию подобного рода мероприятий.
Когда это выгодно
Если в предприятии произошла реорганизация, то при разумном руководителе – это выгодно. Он должен спланировать и просчитать риски каждого процесса, происходящего в ходе реорганизационных действий.
В случае грамотного ведения манипуляций можно с большой выгодой поменять алгоритм принятия ответственности по распределению прав на имущество, а также сферу обязанностей организации.
Выгодные условия могут возникнуть в процессе проведения мероприятий.
Например, могут соединяться 2 фирмы, одна из них является известной, прибыльной, подающей надежды, но не имеющей своего имущества для реализации собственных нужд.
Другая фирма может располагать теми или иными ресурсами, но находится в полном убытке. При их соединении выгода очевидна для обеих сторон.
Видео: детально
Варианты
Для того, чтобы понимать каким путем осуществлять реорганизационные изменения, необходимо различать виды преобразования фирм.
Способы их реализации будут зависеть от особенностей и нюансов развития трудовых отношений между сотрудниками, которые основываются на какой-либо из форм реорганизации.
Каждый вариант развития событий следует рассмотреть отдельно.
Слияние
Такая форма реорганизации влечет за собой соединение нескольких организаций в одну (статья 52 ГК РФ).
После этого у них становится общим: активы, задолженности, капиталы, они ведут единый бизнес, преследуют одни цели и задачи.
Особенности процесса слияния:
- если суммарные активы всех сотрудников предприятия превышают 6 000 000 рублей, то на проведение реорганизации требуется разрешение антимонопольной службы, которая ведет контроль по противодействию коррупции;
- при слиянии происходит ликвидация предприятий и создается новое юридическое лицо;
- каждая стадия реорганизации должна быть оформлена в соответствии с законодательством (решение о слиянии 2 фирм заносится в протокол, об этом уведомляются все субъекты взаимодействия с организациями и погашаются все задолженности перед кредиторами, затем решаются вопросы с кадрами, после чего подготавливается пакет документов для слияния);
- после создания новое учреждение должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Присоединение
Данный путь реорганизации считается выгодным для тех фирм, которые слабее других и не способны к конкуренции.
Этот процесс предполагает вхождение одного или нескольких предприятий в другое, более масштабное и сильное учреждение (статья 57 ГК РФ).
Особенности формы присоединения:
- одна организация поглощает активы и пассивы всех входящих в нее фирм, сохраняет свой статус, остается в ЕГРЮЛ, а остальные фирмы подлежат ликвидации;
- действия по реорганизации производятся в стандартной последовательности (принимается решение о присоединении, об этом уведомляются сотрудники, извещаются другие государственные учреждения и кредиторы, формируется пакет документов, проводится инвентаризация имущества, в устав учреждения вносятся изменения, процедура завершается подтверждением из надзорных органов);
- выгода при присоединении распространяется для обеих сторон, более крупная организация увеличивает свои масштабы, более слабые получают возможность функционировать в привычном режиме, остаться на рынке производства и труда.
Разделение
Такая реорганизационная форма практикуется, если одна большая фирма не справляется с управлением, имеются большие масштабы производства и кадровые ресурсы.
Нюансы разделения на несколько фирм:
- организация, разделяющаяся на несколько, подлежит ликвидации, а новые учреждения регистрируются заново (статья 56 ГК РФ);
- юридические лица наследуют права и обязанности предприятия в полном объеме;
- разделение сопровождается такими этапами как: решение учредителей о реорганизации; оформление отдельных уставов и раздельного баланса; сбор документов; регистрация в надзорных органах.
Выделение
В процессе такой реорганизации существует предприятие, которое продолжает функционировать и вести свою деятельность.
Как правило, им управляют несколько владельцев, которые вследствие конфликтов не могут сотрудничать и достигать единых целей. После выделения работать продолжают уже 2 организации с разными руководителями (статья 58 ГК РФ).
Специфика выделения:
- обязательно проведение оценки стоимости имущества, так как оно может быть разделено между директорами;
- между двумя организациями делятся активы, финансовые потоки, права и обязанности;
- обязательно погашение всех задолженностей перед кредиторами и уведомление субъектов, работающих с фирмой.
Преобразование
В ходе данного вида реорганизации предусмотрено возникновение юридического лица с другой организационной – правовой формой.
После проведения этой процедуры фирма прекращает свою деятельность, но появляется другая (статья 57 ГК РФ).
Детали преобразования:
- обязательно изучение законодательства, так как имеются ограничения при оформлении;
- состав учредителей нельзя изменять во время реорганизации (целесообразно до неё или после);
- учреждение считается полным правопреемником реорганизованной фирмы;
- необходима справка из Пенсионного фонда РФ.
Какую форму выбрать лучше
Рассматривая вопрос о целесообразности той или иной формы реорганизации, следует понимать, что её проведение должно исходить из существенных проблем учреждения.
Для того, чтобы правильно выбрать способ, с помощью которого лучше провести процедуру, необходима оценка проблемных и слабых сторон.
Если между несколькими учредителями имеются разногласия, то конструктивнее будет выбрать выделение. В случае масштабности предприятия и трудностями с его управлением, оптимальный вариант – разделение. При необходимости смены организационно-правовой формы – преобразование лучший вариант. Если существует несколько фирм, которым сложно функционировать, то слияние оптимизирует их работу.
Процедура
Структурная реорганизация требует индивидуального подхода и соблюдения строгой последовательности действий.
Для того, чтобы правильно соблюсти все правила, необходимо:
- собрать полный пакет документов;
- уведомить работников и другие учреждения о реорганизации;
- издать приказ о реорганизации;
- не нарушить права работников.
Хотите понять, как правильно составить запись о реорганизации в трудовой книжке, напишите тут.
Документы
Для оформления реорганизации, следует собрать следующие документы:
- заявление, где содержится просьба о государственной регистрации юридического лица;
- копии учредительных документов, удостоверенные нотариально;
- решение, где содержатся сведения о реорганизации предприятия;
- акт передачи и документы, свидетельствующие о раздельном балансе фирм;
- чек об уплате государственной пошлины;
- предоставление сведений в пенсионный фонд РФ.
Уведомление
Интересы реорганизационного процесса затрагивают не только руководство, но и работников, которые ведут основную деятельность учреждения. Они должны заблаговременно быть уведомлены о предстоящих изменениях, не менее, чем за 2 месяца до их начала (статья 75 ТК РФ).
Пример можно посмотреть тут.
Каждый сотрудник должен определиться со своей собственной позицией, так как ему придется подписывать документ, в котором он выражает согласие работать при новом режиме в этой фирме.
Если его не устраивают какие-либо аспекты функционирования новой организации, то он может быть уволен.
Образец письма
При реорганизации необходимо уведомлять не только внутренних сотрудников, но и другие организации – кредиторов и контрагентов.
Перед началом процесса, должны быть выплачены все долги, а взаимодействующие предприятия (налоговая, пенсионный фонд РФ, антимонопольная служба), должны быть в курсе проводимых изменений.
В связи с реорганизацией предприятия составляют письмо, образец которого, можно составить самостоятельно, отправляют во все ведомства.
Посмотрите образец тут.
Приказ
В каждой фирме внедряются свои правила оформления приказа, который составляется как основной правоустанавливающий документ. Пример смотрите тут.
В нем должны быть указаны следующие сведения:
- название учреждения;
- дата и номер приказа;
- причины структурных изменений;
- положение о проведении реорганизации;
- результативность процесса;
- несение ответственности и функционал;
- прогноз целей после реорганизации;
- дата и роспись директора.
Сроки и стоимость
Срок длительности реорганизации для каждой фирмы разный, в зависимости от ситуации с разделением функций, активов, баланса, перевода работников, погашения задолженностей перед кредиторами.
Как правило, минимальный ее срок составляет от 75 дней.
Стоимость данного процесса также зависит от сложившейся ситуации. Кроме государственной пошлины, у организации могут иметься долги, штрафы и другие санкции.
Детально о проведении реорганизации в форме разделения, читайте тут.
О том, как составить передаточный акт при реорганизации, смотрите здесь.
При реорганизации предприятия что делать работникам
В соответствии с законодательством (статьей 75 ТК РФ), работника уведомляют о предстоящих изменениях не менее, чем за 2 месяца в письменной форме.
Получив этот документ, работник должен подписать его в 2 экземплярах, один оставить себе, другой отдать руководителю.
- Если он согласен работать на новых условиях, предлагаемых работодателем, то он ставит свою роспись.
- Если сотрудника не устраивают новые условия, то он может быть сокращен или уволен с выплатой компенсации.