На законодательном уровне предусмотрено несколько форм реорганизации юридических лиц. К одной из таких форм относится присоединение. Такая процедура позволяет сохранить имеющийся бизнес, но уже в составе других компаний.
При такой форме реорганизации важно правильно передать все права и обязанности правопреемнику и действовать четко в соответствии с действующими нормами законодательства.
Понятие
Понятие реорганизации в целом имеет несколько определений.
Все будет зависеть от того, какое направление выбирает компания, принимающая решение о реорганизации:
- с точки зрения управленческой практики, реорганизация выступает как комплекс последовательных мероприятий, создаваемых с целью изменения структуры хозяйствующего субъекта, в результате чего имущество, все права и имеющиеся обязанности, реорганизующейся компании переходят иному предприятию;
- если рассматривать реорганизацию с юридической позиции, то она представляет собой прекращение деятельности юридического лица или его изменение, в результате которого наступает правопреемство;
- со взгляда владельцев юридических лиц, реорганизация подразумевает собой процесс перехода права и полное или частичное изменение состава собственников определенной фирмы.
Если подразумевается ликвидация путем реорганизации в форме присоединения, то новое юридическое лицо, при проведении такой процедуры, не создается.
Иными словами, одно юридическое лицо «поглощает» другое, не меняя при этом своей изначальной организационно-правовой формы.
Законодательство
Законы РФ полностью контролирую не только деятельность юридических лиц, но и процедуры, касающиеся их реорганизации.
К общим законодательным актам относятся:
- Федеральный закон, регулирующий государственную регистрацию юридических лиц;
- Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Реорганизацию бюджетного учреждения в форме присоединения контролируют отдельные законодательные акты, напрямую регулирующие их работу. Для этих целей часто создаются некоторые подзаконные нормативные акты.
Выгода
Чаще всего, реорганизация проводится с целью получения налоговой выгоды. Хотя не исключением являются случаи, когда фирмы преследуют реальную деловую цель. Для некоторых юридических лиц, такие формы как слияние и поглощение стали уже видом деятельности.
Налог на имущество по правилам исчисляется на основании данных бухгалтерского учета.
Когда проводится реорганизация, имущество передается от одной компании в другую. Основанием будет являться передаточный акт или разделительный баланс.
Дата реорганизации для компании-получателя будет являться датой принятия имущества на учет.
Со стороны налоговой службы, такой подход может расцениваться как фиктивная реорганизация. Поэтому важно продумать деловую цель, которую преследуют фирмы и не забывать своевременно подавать бухгалтерскую отчетность.
Видео: детали
Что собой представляет процедура
Не всегда реорганизация юридического лица подразумевает наличие проблем с надзорными органами. Довольно часто, путем реорганизации, юридические лица пытаются расширить свой бизнес и оптимизировать налоги.
Реорганизация путем присоединения передает полномочия одного субъекта хозяйственной деятельности к другому предприятию.
Многим удается вывести таким путем кризисную компанию на рабочий уровень. Чтобы достичь желаемых результатов, необходимо составить четкий план действий.
Смешанная форма
Смешанная реорганизация подразумевает участие в процедуре фирм, имеющих разную организационно-правовую форму. Такой вариант реорганизации появился в действующем законодательстве с 2014 года.
Формально, такие изменения действуют и по настоящее время, но в некоторых случаях, смешанную процедуру реорганизации запрещает сам ГК РФ или она невозможна из-за отсутствия изменений в других законодательных актах.
Так, в гражданском законодательстве содержится прямой запрет на реорганизацию хозяйственных обществ и товариществ в некоммерческие общества и унитарные компании коммерческого типа.
Такой запрет как раз касается формы преобразования. Таким образом, слияние ООО и потребительского кооператива просто не возможно по закону.
Разрешение на осуществление деятельности
- Разрешение на проведение процедуры может потребоваться от антимонопольного органа для компаний, ведущих деятельность в сфере торговли, производства и предоставления услуг.
Их суммарные активы должны при этом превышать 20 млн. рублей за последнюю отчетную дату.
- Если реорганизация касается некоммерческих партнерств и ассоциаций, в состав которых входит как минимум два и более юридических образования, то уведомление антимонопольного органа также потребуется.
Уставной капитал реорганизуемых финансовых компаний должен превышать 5 млн. рублей:
- для страховых фирм – 10 млн. рублей;
- для кредитных – 160 млн. рублей.
Название
В большинстве случаев, при преобразовании, компании не стремятся сменить свое наименование. На законодательном уровне, смена названия не запрещается.
Смена наименования актуальна в том случае, если оно было зарегистрировано в качестве товарного знака. Условия о смене названия должен содержать договор о присоединении.
Юридический адрес
Не редкими бывают ситуации, когда при реорганизации компаний возникает необходимость смены юридического адреса. При преобразовании необходимо подавать документы о смене адреса в местный налоговый орган.
Состав участников
На законодательном уровне запрещается изменять состав учредителей в период проведения процедуры реорганизации.
Уставной капитал
Особенность реорганизации заключается в том, что имущество, которое осталось после расчетов с кредиторами, может не распределяться между участниками общества.
Допускается его передача правопреемнику. В таком случае, происходит перевод собственного капитала реорганизуемой компании фирме-правопреемнику.
Когда речь идет о форме присоединения акционерного общества, то акции присоединяемой компании переводятся в акции общества-присоединителя. Уставной капитал общества, к которому произошло присоединение, должен увеличиваться посредством увеличения акций в сумме, которая соответствует номиналу акций присоединяемого общества.
Приказ
Законодательством не предусмотрено унифицированной формы приказа, поэтому кадровые специалисты могут разрабатывать такой вид документы в произвольной форме.
Приказ должен содержать следующую информацию:
- сведения о работодателе, которые изменились, например, новое наименование;
- форма приводящейся реорганизации;
- дата, которой была занесена запись в трудовой книжке работников;
- момент уведомления работников;
- сведения о сотруднике, на которого возлагается ответственность ведения контроля над исполнением приказа;
- иные сведения, имеющие отношение к проводимой процедуре.
Подписывается приказ руководителем организации. Документ подлежит регистрации в журнале регистрации приказов, относящихся к основной деятельности компании.
О том, как происходит реорганизация МЧС России, написано тут.
Образец уведомления кредиторов
Уведомление кредиторов должно проводиться дважды, с периодом раз в месяц. Такое уведомление должно публиковаться в Вестнике. Закон указывает, что в определенных случаях, закон может обязать реорганизуемое юридическое лицо провести дополнительно письменное уведомление каждого известного кредитора.
Образец можно посмотреть тут. Уведомление может составляться на фирменном бланке компании.
В нем содержится следующая информация:
- сведения о компании-уведомителе (ОГРН, ИНН/КПП, адрес, наименование и пр.);
- информация о протоколе, которым было принято решение;
- к какому юридическому лицу будет проводиться присоединение (также указывает ИНН/КПП, полное наименование, адрес и пр.);
- указание на срок, в течение которого могут предъявляться требования;
- по какому адресу кредиторы могут отправлять требования;
- дата и подпись уполномоченного лица.
На усмотрение компании, в уведомлении может указываться иная информация, относящая к сути проводимой процедуры.
Передаточный акт при реорганизации в форме присоединения
Документ должен содержать следующую информацию:
- наименование документа и дату его составления;
- какие активы, пассивы и какое имущество имеет фирма, в отношении которой проводится процедура реорганизация;
- общая сумма активов и пассивов;
- указание на документ, в котором указывается расшифровка активов и пассивов, включая имеющиеся задолженности перед кредиторами;
- подпись уполномоченного лица.
Смотрите образец здесь.
Утверждение акты должно проводиться собственников имущества или коллективным решением акционеров. Подписывать документ может только руководитель компании.
Место и орган регистрации
Органом регистрации выступает налоговая служба по месту нахождения реорганизуемого общества.
В налоговую предоставляются:
- заявление;
- соответствующее решение о проведении процедуры;
- передаточный акт;
Пример смотрите тут.
- Устав в новой форме или вносимые в него изменения;
Образец представлен здесь.
- подтверждение оплаты пошлины.
Образец смотрите тут.
Налоговый орган может затребовать дополнительные документы, в зависимости от ситуации.
Срок
Средний период времени, который занимает реорганизация предприятия через присоединение, составляет 3-4 месяца. Такой срок объясняется обязанностью публикации в Вестнике информации один раз в месяц.
Переход имущества прав и обязательств
Переход прав и обязанностей общества проводится на основании передаточного акта. Такой акт утверждается и составляется еще до начала проведения самой процедуры реорганизации.
Пример представлен тут.
По передаточному акту может происходить переход:
- договорных и внедоговорных обязательств;
- расчетных счетов, системы налогообложения;
- недвижимого имущества;
- лицензий, разрешительной документации и пр.
Иными словами, переход будет касаться практически всех имеющихся прав и обязательств реорганизуемого общества.
Кадровые вопросы
Процесс перевода сотрудников из реорганизуемой компании в компанию-правопреемник может проходить двумя способами:
- Через увольнение. Сотрудники увольняются из компании и принимаются на работу в компанию-правопреемник. Такой порядок необходим для завершения присоединения.
- Поле того, как все этапы реорганизации будут выполнены, вносится соответствующая запись в трудовые книжки.
Законом не запрещается в период реорганизации проводить сокращение численности штата. Работникам в таком случае положены все предусмотренные трудовым законодательством выплаты.
О том, как правильно создать передаточный акт при реорганизации, читайте здесь.
Детально про смешанную реорганизация, написано тут.
Отмена
На законодательном уровне, отмена реорганизации, в любой из ее форм, не предусмотрена. При этом, отменять свои решения или пересматривать их, юридический субъект имеет право.
Для этого может быть подан документ в регистрирующий орган, который, безусловно, даст отказ.
После его получения, заинтересованная сторона может подать иск в арбитражный суд. Как решится в итоге вопрос, трудно предугадать, так как действующие законодательные нормы довольно противоречивы.
Налоговая проверка
В процессе реорганизации может проводиться выездная проверка.
Налоговая проверка может проводиться как в рамках внеплановой проверки, так и в рамках проверки деятельности фирмы-правопреемника относительно исполнения перешедших к нему обязательств по уплате налогов. Об этом правиле имеется несколько постановлений арбитражного суда, например, № А56-75256/2012 от 19.09.2013.
Таким образом, рассматриваемая процедура, является довольно сложной, с правовой точки зрения. Обе стороны процедуры должны действовать четко в соответствии с действующим законодательством РФ.