В бизнесе может случиться так, что нужно поменять организационную форму предприятия. Нужна ли реорганизация? Как правильно её провести, чтобы не попасть под штрафные санкции? Какие шаги нужно предпринять?
Понятие
Реорганизация – это прекращение одной формы собственности бизнеса и создание новой, влекущее за собой возникновение отношений правопреемства.
Реорганизация может происходить в разных формах:
- слияние – это объединение нескольких предприятий в одно;
При этом те юридические лица, которые объединяются, прекращают существовать, а образует новое предприятие.
- присоединение – одно предприятие вливается в другое, и при этом перестаёт существовать;
- разделение – на базе одного юридического лица, которое перестаёт существовать, образовываются новые фирмы;
- выделение – образование нового юрлица;
При этом старое предприятие продолжает существовать и вести хозяйственную деятельность.
- путём преобразования – одно предприятие прекращает свою деятельность, а на его базе возникает, как правило, одно предприятие, реже – несколько, с другой формой собственности.
Законодательство
- Смена организационной формы бизнес с ЗАО на ООО происходит на основании Федерального закона от 26. 12. 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
- Происходит реорганизация ЗАО в ООО в форме преобразования. Поэтому стоит учитывать нормы п. 5 ст. 58 ГК РФ.
В ст. 20 Закона № 208-ФЗ сказано, что решение о преобразовании непубличного общества (каковым сейчас является ЗАО) принимается на общем собрании акционеров.
- Порядок реорганизации такого типа, и государственная регистрация новой юридического лица, происходит на основании Федерального Закона от 08. 08. 2008 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП».
- Правопреемство происходит на основании нескольких положений налогового законодательства, а именно НК РФ.
- Вся документация реформируемого предприятия должна быть подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 08. 08. 2001 года № 129-ФЗ.
С какой целью
Реорганизация непубличного общества в ООО может производиться по нескольким причинам.
Наиболее «популярные» из них это:
- участники акционерного общества решили разделить между собой бизнес;
- происходит полная перестройка активов;
- убыточность действующего юридического лица;
- вывод акций из ЗАО;
- передача активов третьим лицам. Если действующему юрлицу запрещено совершать сделки, то преобразование – единственный выход;
- минимизация налогообложения.
Видео: основные правила
Порядок осуществления
Для того чтобы преобразовать ЗАО в ООО без штрафных санкций, необходимо соблюсти точную пошаговую инструкцию.
Процесс реорганизации состоит из следующих этапов:
- принятие решения о преобразовании;
- уведомление о принятом решении налоговой инспекции;
- публикация в официальном источнике;
- завершение процесса.
Проведение общего собрания
Акционеры обязаны провести собрание и на нём принять соответствующее решение. Так как в ЗАО несколько акционеров, то на основании решения издаётся протокол собрания.
Пример смотрите тут.
В этом документе отражаются основные моменты собрания, а также вопросы, которые обсуждались и решения по этим вопросам.
Написание заявления
Для преобразования необходимо, чтобы руководитель закрытого общества написал заявление о проведении реорганизации данного общества.
Заявление пишется по строго установленной форме Р12001. Образец смотрите тут.
Если на предприятии есть юрист, он должен удостовериться, что подпись генерального директора ЗАО является подлинной.
У нотариуса
После того как юрист заверит подпись, заявление необходимо представить нотариусу, чтобы он подтвердил подпись генерального директора. Этот процесс называется заверение подписи. Без печати нотариуса налоговая служба не примет документ.
Подробно о реорганизации предприятия, смотрите тут.
Передача документов в ИМНС
После заверения заявления необходимо передать пакет документов в налоговую инспекцию. Документы передаёт либо сам генеральный директор, либо его представитель.
В пакет документов входит:
- само заявление;
- устав общества;
Образец представлен тут.
- акт передачи;
- решение акционеров о реорганизации;
- решение о название заявителя генеральным директором и копию приказа;
- паспорт заявителя.
- документ, подтверждающий, что пошлина оплачена.
Если документы подаёт не лично заявитель, то необходима нотариальная доверенность и паспорт представителя.
Обмен акций на долю в Обществе
Так как реорганизуемое предприятие являлось акционерным обществом, то у его акционеров есть акции в наличии. Их необходимо обменять на долю в уставном капитале. После обмена все акции должны быть погашены.
Получение нового пакета документов
После того как документы будут поданы, необходимо опубликовать сведения о ликвидации ЗАО в официальном источнике.
Таким источником является журнал «Вестник государственной регистрации».
Только через 3 месяца после публикации можно начинать процесс ликвидации, то есть получать новые документы. Срок определён п. 1 ст. 60. 1 ГК РФ. Он необходим для того чтобы кредиторы общества могли предъявить требования о погашении задолженности, а само общество могло изыскать дебиторскую задолженность.
По истечении этого срока необходимо забрать документы о новом юридическом лице из налогового органа.
К таким документам относится:
- регистрационное свидетельство;
- и документы о постановке на налоговый учёт.
В заявлении по форме Р12001 должен быть указан способ получения документов – лично или по почте. Если лично, то должен их получить, либо сам заявитель, либо его представитель.
Уведомление Центробанка РФ и контрагентов
Генеральный директор ликвидируемого ЗАО обязан оповестить ЦБ РФ о завершении процесса реорганизации.
Но до окончания процесса, необходимо уведомить всех контрагентов.
Это необходимо для того чтобы кредиторы могли предъявить свои требования о погашении долгов, а само общество могло стребовать долги по дебиторской задолженности.
И хотя прошла официальная публикация в СМИ, письменное уведомление каждого контрагента не будет лишним. Во избежание судебных разбирательств, и, как следствие, затягивание процесса преобразования.
Образец протокола
Протокол собрания должен содержать в себе следующую информацию:
- полное название общества – именно так как указано в учредительных документах;
- юридический адрес общества;
- реквизиты устава;
- дата и место проведения общего собрания;
- время начала собрания и время его окончания;
- сведения о председателе собрания и о секретаре, а также обо всех участниках общества;
- сведения о лицах, которые выступали по каждому вопросу;
- распределение голосов по каждому вопросу;
- порядок реорганизации общества;
- размер уставного капитала;
- список мероприятий, которые нужно провести для составления передаточного акта;
- подпись председателя собрания и секретаря, а также расшифровки.
Образец протокола можно увидеть тут.
Другие документы
К заявлению необходимо приложить следующие документы:
- устав нового общества. Он представляется в 2-ух экземплярах. Образец смотрите тут;
- решение об образовании нового общества, то есть решение или протокол о преобразовании ЗАО в ООО. Пример представлен здесь;
- акт передачи;
- квитанцию об уплате государственной пошлины;
- выписку из ПФР о том, что у преобразующегося предприятия нет долгов перед этим фондом;
- сведения о новом юридическом адресе.
1. Если он будет находиться по адресу собственности одного из учредителей, то нужно представить свидетельство о собственности.
2. Если же помещение арендуется, то гарантийное письмо от арендатора о том, что он обязуется предоставить данное помещение в качестве юрадреса после госрегистрации нового общества; - если новое предприятий собирается применять один из специальных режимов налогообложения, то необходимо подать соответствующее заявление.
Детально о том, как провести реорганизацию в форме слияния, читайте тут.
Подробный разделительный баланс при реорганизации, смотрите здесь.
Сроки реорганизации ЗАО в ООО
Сведения о ликвидации предприятия необходимо опубликовать в СМИ, в открытом доступе. До какого числа ЗАО перерегистрация в ООО происходит? Строгих ограничений по срокам предобразования нет.
Главное – вовремя соблюдать и проходить все этапы реорганизации. В среднем, процедура реорганизации занимает около 3-ёх месяцев.
Это:
- подготовка к общему собранию акционеров и его проведение – примерно 35 дней;
- само собрание проводится в течение 3-ёх дней;
- публикация сведений о ликвидации, информирование налоговиков, уведомление работников, возможный визит инспекторов с проверкой – примерно ещё 3 дня;
- получение справки из ПФР – 5 дней;
- регистрация – 7 календарных дней;
- подача документов в различные регистрирующие органы и фонды – ещё примерно неделя;
- переоформление всех документов – примерно 35 дней.
Итого – около 3-ёх месяцев.
Упрощенный порядок
Такой порядок начал действовать с 01. 09. 2014 года, когда обязанность по учёту акций была передана профессиональным держателем реестра акционеров.
- Теперь не нужно уведомлять регистрирующие органы о том, что предприятие находится в стадии реорганизации, а также делать обязательную публикацию в СМИ.
- Теперь же нужно только подать заявление по протокол о преобразовании.
Часто задаваемые вопросы
Есть несколько вопросов, которые необходимо осветить.
Кассовый аппарат
При преобразовании предприятия необходимо снять ККТ с учёта, так как одно предприятие прекращает свою деятельность, в другое – только начинает.
Как только новое предприятие в форме ООО пройдёт государственную регистрацию, ККТ нужно будет снова поставить на учёт.
Стоимость
- Если заниматься преобразование самостоятельно, то нужно будет только оплатить государственную пошлину в размере 4 000 рублей, а также услуги нотариуса по заверению подписи или изготовления доверенности.
- Если же доверить преобразование третьим лицам, которые оказывают подобные услуги, то цена на их услуги в Москве и регионе может колебаться от 20 000 до 30 000 рублей. Стоимость может зависеть от объёма подготавливаемых бумаг, и других факторов.
Резервный капитал
Положения о резервном и добавочном капитале должны быть отражены в уставе ЗАО, которое преобразовывается. Тогда их нужно будет из баланса ЗАО перенести в баланс ООО «один в один». Если же такого положения не прописано, то данные фонды переносятся на нераспределённую прибыль.
Запись в трудовой
Реорганизация не является основанием для прекращения трудовых отношений с работником. Но уведомить всех работников обязательно.
Но права и обязанности «старого» юридического лица переходят к «новому», поэтому увольнять сотрудников и заново принимать их на работу не нужно.
В трудовой книжке нужно сделать соответствующую запись о преобразовании.
Заключение
Преобразование непубличного общества в ООО сейчас является очень востребованной услугой. Это произошло потому, что с 01. 09. 2014 года действует единый реестр акционеров, а ведёт его профессионал. Процедура преобразования теперь даёт по упрощённому пути.