В процессе ликвидации организации учредителям или ликвидационной комиссии также придется составлять промежуточный баланс. К его подготовке комитет сможет приступить спустя 2 месяца после публикации извещения о прекращении хозяйственной деятельности предприятия.

На основании этого документа ликвидационная комиссия сможет определить состав имущества юридического лица и перечень требований кредиторов (ст.63 ГК РФ). По факту составления промежуточный баланс должен быть одобрен собранием учредителей предприятия.

Затем утвержденный документ передается в налоговую службу. Если у фискального органа не возникнет никаких замечаний, то он должен будет выдать соответствующее свидетельство. После этого комитет сможет приступить к подготовке окончательного баланса. Документ также должен быть одобрен собранием участников и впоследствии передан в регистрирующий орган.

Понятие

Ниже будет рассмотрено несколько базовых определений, которые встречаются в статье:

  • ликвидация юридического лица – окончательное прекращение деятельности хозяйствующего субъекта. Результатом ликвидации ООО является исключение организации из ЕГРЮЛ;
  • протокол о ликвидации – документ, отображающий решение учредителей юридического лица о прекращении хозяйственной деятельности. В протоколе также указывается состав ликвидационной комиссии;
  • промежуточный баланс – документ, который содержит данные о составе имущества предприятия, список требований кредиторов и результаты их рассмотрения.

Законодательство

  1. Порядок регистрации о прекращении деятельности организации утвержден ФЗ «О государственной регистрации…».
  2. При этом участники ликвидируемой организации должны учитывать предписания Гражданского кодекса.
  3. Трудовые взаимоотношения работодателя с наемными рабочими регулируются положениями Трудового законодательства.
  4. Удержание госпошлины за регистрационные действия происходит согласно с требованиями Налогового кодекса.

Видео: детально

Как писать протокол о ликвидации ООО

Документ составляется на основании решения общего собрания участников юридического лица.

Унифицированной формы документа законом не предусмотрено, поэтому владельцы предприятия могут разработать образец протокола самостоятельно.

Однако существует ряд обязательных реквизитов, которые должны быть отображены в документе. При этом бланк протокола о ликвидации ООО можно найти в налоговой инспекции.

  1. Оформлением документа обычно занимается секретарь общего собрания.
  2. Тогда как ответственным за проведение мероприятия является председатель собрания.

Протокол должен содержать повестку дня, которая состоит из четырех обязательных пунктов (см. подзаголовок «Повестка дня»). При необходимости участники собрания могут добавить дополнительные вопросы. По каждому отдельному вопросу повестки дня могут выступать все участники собрания и высказывать свои предложения на этот счет.

После этого собрание голосует и принимает окончательное решение.

В протоколе нужно указать:

  • кто именно выступал по тому или иному вопросу;
  • и какие были высказаны предложения.

Что касается ликвидационного комитета, то он может состоять из одного или нескольких участников. При этом закон не запрещает включать в состав комиссии лиц, которые не являются учредителями предприятия.

После утверждения комитета, к нему переходят все полномочия, связанные с ведением дел ликвидируемой организации.

Представление интересов предприятия в суде члены комиссии осуществляют на основании доверенности.

Пример доверенности можно скачать тут.

Документ обычно оформляется для организаций с долгами или при продаже.

  1. Стоит отметить, что если учредителем юридического лица является один участник, то волеизъявление о ликвидации предприятия оформляется в виде решения.
  2. Аналогичный порядок установлен при выходе участника из состава учредителей, если их было всего двое.

Структура

Протокол о ликвидации предприятия включает следующие разделы:

  • преамбула;
  • повестка дня;
  • слушали;
  • согласовано;
  • подписи участников.

Преамбула

Общая часть документа содержит следующие реквизиты:

  • название документа;
  • вид, форма проведения общего собрания;
  • место, дата составления документа;
  • перечень участников, присутствовавших на собрании;
  • секретарь, председатель собрания.

Повестка дня

В этом разделе протокола указываются следующие данные:

  • ликвидация организации;
  • назначение ликвидационного комитета;
  • извещение органов государственной власти о нахождении предприятия в процессе ликвидации;
  • поручение провести процедуру ликвидации предприятия.

Кроме того, участники общего собрания могут утвердить порядок ликвидации:

  • поручить ликвидационному комитету, провести ликвидацию предприятия в установленные законом сроки;
  • известить кредиторов о прекращении хозяйственной деятельности ООО и предоставить им 2-месячный срок для подачи своих требований;
  • дать объявление в СМИ о намерении учредителей ликвидировать предприятие;
  • заключенные до ____________ года хозяйственные договора исполнить в _________ срок. По остальным соглашениям сообщить контрагентам об отказе их исполнения в связи с ликвидацией предприятия. Выплату компенсации произвести в ________ срок.

Слушали

Эта часть документа содержит наименование вопроса (ов) из раздела «Повестка дня» и результаты его (их) рассмотрения.

Оформляют раздел следующим образом:

1. по 1-му вопросу: о прекращении хозяйственной деятельности организации слушали _______.

  • постановили: из-за низкой рентабельности производства и недостаточной прибыльности предприятия (зарегистрированного ________________г., №___________, местонахождение______________) начать процедуру ликвидации субъекта хозяйствования;
  • голосовали: «За» – единогласно. «Против» – нет. «Воздержались» – нет.

2. по 2-му вопросу: о назначении ликвидационного комитета слушали _________________.

  • постановили: сформировать ликвидационный комитет в составе трех человек. Председатель комитета ______________. Члены комиссии ____________________;
  • голосовали: «За» – единогласно. «Против» – нет. «Воздержались» – нет.

3. по 3-му вопросу: об извещении государственных органов о пребывании предприятия в процессе ликвидации слушали ____________.

  • постановили: уведомить регистрационную палату, федеральную налоговую службу и другие государственные органы, что предприятие находится в процессе ликвидации;
  • голосовали: «За» – единогласно. «Против» – нет. «Воздержались» – нет.

4. по 4-му вопросу: о поручении вести процедуру ликвидации предприятия слушали _____________.

  • постановили: обязать ликвидационный комитет осуществить необходимые действия по ликвидации предприятия согласно с требованиями закона;
  • голосовали: «За» – единогласно. «Против» – нет. «Воздержались» – нет.

Стоит отметить, что документ должен содержать ФИО и паспортные данные всех членов ликвидационной комиссии. Последующие вопросы оформляются аналогичным способом.

Согласовано

В этом разделе протокола отображаются данные о согласовании принятых решений с членами ликвидационной комиссии. При этом каждый участник комитета должен расписаться в документе.

Кто подписывает

После составления протокола о ликвидации предприятия, документ подписывается председателем и секретарем собрания. Также протокол должен содержать расшифровку фамилий указанных лиц.

Без нотариуса

Если решение общего собрания, то нет необходимости в его нотариальном удостоверении.

Протокольное решение о ликвидации можно скачать здесь.

С одним учредителем

Решение о прекращении хозяйственной деятельности предприятия может быть принято даже при наличии одного учредителя.

Волеизъявление участника о ликвидации организации оформляется соответствующим документом.

В решении должны быть отображены следующие реквизиты:
1. название документа.
2. место и дата составления документа.
3. данные участника и реквизиты ликвидируемой организации.
4. решение:

  • о добровольной ликвидации предприятия;
  • об освобождении директора ООО от занимаемой должности;
  • о назначении ликвидатора (ФИО, паспортные данные);
  • о передаче ликвидатору полномочий по управлению предприятием;
  • об установлении порядка и сроков ликвидации;
  • о поручении _______________ выполнить все необходимые действия, связанные с прекращением деятельности организации;
  • о госрегистрации предприятия в связи с его ликвидацией.

5. подпись учредителя организации.

Пример решения участника о ликвидации предприятия можно посмотреть здесь.

С двумя учредителями

При наличии двух учредителей составляется протокол о ликвидации предприятия (см. подзаголовок «Как писать протокол…»). С формой протокольного решения можно ознакомиться в подзаголовке «Протокол о ликвидации…».

Необходимые документы для налоговой инспекции

Уведомление фискальной службы происходит в 3-дневный срок с момента принятия решения о ликвидации субъекта хозяйственной деятельности. Обращение в орган ФНС происходит по месту нахождения организации. На основании извещения (форма Р15001) налоговая служба вносит данные и прекращении деятельности предприятия в ЕГРЮЛ.

Пример формы можно скачать тут.

После этого начинается официальная процедура ликвидации ООО, которая включает:

  • публикацию решения о ликвидации предприятия в СМИ;
  • выявление кредиторов и дебиторов организации;
  • составление промежуточного баланса;
  • расчет с кредиторами юридического лица;
  • составление окончательного баланса;
  • закрытие расчетного счета;
  • уничтожение печати предприятия;
  • подачу заявления в регистрирующий орган.

В орган ФНС необходимо представить следующие документы:

  • заявление формы Р16001;

    Пример можно скачать тут.

  • устав организации;
  • свидетельство о госрегистрации предприятия;
  • документ о постановке на налоговый учет в органах ФНС;
  • справку из банка о закрытии счета;
  • акт об уничтожении печати;
  • справку из архива о сдаче документов;
  • справки из внебюджетных фондов о снятии предприятия с учета;
  • доверенность (для лиц, не уполномоченных действовать от имени предприятия без доверенности);
  • квитанцию об уплате госпошлины.