Реорганизация сопровождается оформлением множества бумаг и документов. Это необходимо для того, чтобы законно решить вопрос с сотрудниками, а также передать права и обязательства. Какая отчётность составляется бухгалтерской службой при реорганизации?

Определение

  1. Реорганизация – это прекращение одной формы собственности бизнеса и создание новой, влекущее за собой возникновение отношений правопреемства.
  2. Отчётность – это совокупность показателей учёта, которые отражаются в форме таблиц.

    Эти показатели характеризуют движение имущества предприятия, наличие или отсутствие у него обязательств, а также отражают финансовое положение компании за текущий год.

Нормативное регулирование

  1. Реорганизация – это процесс, который происходит на основании норм гражданского законодательства. Поэтому стоит учитывать нормы ст. 57 – ст. 65 ГК РФ.
  2. Государственная регистрация прекращения деятельности, и государственная регистрация нового юридического лица, происходит на основании Федерального Закона от 08. 08. 2008 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП». Стоит опираться на нормы ст. 13. 1 – ст. 16 Закона № 129-ФЗ.
  3. Правопреемство происходит на основании нескольких положений налогового законодательства, а именно НК РФ.
  4. Бухгалтерский учёт обязан вестись на любом предприятии постоянно – от государственной регистрации до прекращения деятельности и внесения соответствующих записей в реестр. Это правило закреплено в Федеральном законе от 06. 12. 2001 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
  5. Заключительная отчетность составляется в соответствии с ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.07. 1999 года № 43н.

    Такое разъяснение содержит Письмо УФНС России по г. Москве от 10. 02. 2012 года № 16-15/011630@.

Однако Приказ № 67н утратил силу, начиная с бухотчетности за 2011 год. Теперь нужно применять Приказ Минфина России от 02. 07. 2010 года № 66н.

Видео: основы

На основании чего составляется

Когда компания реорганизуется, она передаёт часть (или полностью) прав и обязательств вновь созданному предприятию. Передача происходит на основании передаточного акта, который составляется на основании разделительного баланса.

Данные для разделительного баланса берутся из инвентаризационных актов и актов оценки стоимости имущества, которые являются обязательной документацией при реорганизации юридического лица.

Оценка стоимости имущества производится по признакам:

  • по остаточной стоимости;
  • по текущей рыночной стоимости;
  • другим способом.

Это решают учредители на общем собрании, когда принимают решение о реорганизации.

Кредиторская и дебиторская задолженность отражаются именно так, как они показывались в последних бухгалтерских документах. Но необходимо учесть убытки по возмещению кредиторской задолженности, и прибыли при изыскании дебиторской.

Заключительная бухгалтерская отчётность составляется за день до внесения сведений о возникших организациях (при реорганизации в форме слияния, разделения и преобразования) или о прекративших свою деятельность (при реорганизации в форме присоединения) в реестр.

При этом проводится закрытие всех финансовых счетов бухгалтерского баланса, а чистая прибыль направляется на цели, которые определены договором между учредителями.

Составление заключительной отчетности при реорганизации

Существует несколько форм реорганизации юридических лиц, которая классифицируется по следующим направлениям:

  • слияние – это объединение нескольких действующих предприятий в одно;

    При этом те юридические лица, которые объединяются, прекращают существовать, а образует новое предприятие.

  • присоединение – одно предприятие вливается в другое, и при этом перестаёт существовать;
  • разделение – на базе одного юридического лица, которое перестаёт существовать, образовываются новые фирмы;
  • выделение – образование нового юрлица;

    При этом старое предприятие продолжает существовать и вести хозяйственную деятельность.

  • преобразование – одно предприятие прекращает свою деятельность, а на его базе возникает, как правило, одно предприятие, реже – несколько, с другой формой собственности.

От формы реорганизации зависит и состав заключительной финансовой отчётности.

Слияния

За день, до внесения сведений о вновь созданной организации в Реестр, необходимо сдать всю бухгалтерскую отчётность с закрытием счетов по прибыли и убыткам. Делает это та организация, которая проходит процедуру реорганизации.

Все расходы на реорганизацию отражаются в отчётности юрлица, прекращающего свою деятельность.

А начальная отчётность вновь образованного лица формируется на основании передаточного акта и построчного суммирования или вычитания (если есть непокрытые убытки прошлых лет) числовых показателей, которые берутся из заключительной бухгалтерской отчётности.

Присоединения

Составить заключительную бухгалтерскую отчётность необходимо за день до внесения сведений в Реестр о прекращении деятельности присоединяющейся организацией. Именно это предприятие и составляет всю заключительную отчётность.

Счета прибыли и убытков закрываются, а вся чистая прибыли присоединяющей организации распределяется на основании договора между учредителями.

На том предприятии, к которому присоединяется одно или несколько других предприятий, изменяется объём имущества и обязательств, а текущий финансовый год не прерывается. Поэтому это предприятие не составляет заключительной отчётности.

А сдача отчетности при реорганизации в форме присоединения «старого» предприятия происходит в законные сроки.

Разделения

При такой форме реорганизации, все права и обязательства переходят на основании разделительного баланса. Решение о разделении числовых показателей между преемниками этого предприятия, принимают учредители «старого» предприятия.

Никаких записей в бухгалтерском учёте не производится. Показатели отчёта о прибыли и убытках не разделяются.

За день, до внесения сведений о прекращении деятельности одного юрлица путём разделения в реестр, этой организацией выполняются учётные записи по закрытию последнего отчётного года по счетам учёта продаж, учёта прочих доходов и расходов в разрезе составляющих финансовый результат показателей.

Выделения

К каждому предприятию, которое выделяется из юрлица, переходят его права и обязательства, согласно разделительному балансу.

Данное предприятие не формируется заключительную отчётность и не закрывает счета по прибыли и убыткам, если выполняются следующие условия:

  • если меняется только объём имущества и обязательств, согласно решению участников, акционеров или учредителей;
  • если не прерывается текущий финансовый отчётный год.

Для составления разделительного баланса, происходит разделение числовых показателей бухгалтерской отчётности реорганизуемого предприятия. При этом числовые показатели отчёта финансового отчёта разделению не подлежат.

Преобразования

Бухгалтерская отчетность при реорганизации в форме преобразования составляется тем предприятием, которое преобразуется, то есть меняет организационно-правовую форму. К вновь возникшему юрлицу переходят все права и обязанности «старого» предприятия на основании передаточного акта.

Заключительная бухгалтерская отчётность составляется на день, который предшествует внесению записи в Реестр о вновь созданном предприятии. В этот же день происходит закрытие финансовых счетов, а чистая прибыль распределяется согласно решению учредителей.

Начальная отчётность нового предприятия составляется путём переноса показателей из заключительной отчётности преобразованного предприятия.

Электронно

Заключительная бухгалтерская и налоговая отчётность может быть подана как в бумажном, так и в электронном виде. Всё зависит от того, как предприятие отчитывается.

Однако отчётность по НДС подаётся только в электронном виде. Не стоит это забывать!

Поэтому стоит ориентироваться не только на способы, которыми пользуется фирма, но и на нормы закона.

Правила заполнения деклараций

В зависимости от применяемой системы налогообложения, заключительная бухгалтерская отчётность должна включать в себя декларации по тем или иным налогам. Есть свои нюансы заполнения деклараций по тому или иному налогу.

По НДС

В п. 5 ст. 174 НК РФ указаны сроки предоставления декларации по НДС в электронном виде.

В зависимости от даты реорганизации, налоговая декларация по НДС заполняется на последний день существования предприятия, и сдаётся в указанные сроки.

Если текущий финансовый год не прерывается, то и проблем с заполнением и сдаче отчётности по этому налогу не возникает.

По налогу на прибыль

В п. 3 ст. 55 НК РФ сказано, что отчитывается по налогу на прибыль та организация, которая принимает на себя права и обязательства реорганизуемого предприятия.

Декларации предоставляются по месту регистрации предприятия – правопреемника, если реорганизованное предприятие не предоставило их раньше, до внесения записей в Реестр.

По налогу на имущество

Декларацию по налогу на имущество предоставляет реорганизация правопреемник в ФНС по месту своей регистрации. Это делается в том случае, если реорганизованное предприятие не сдало отчётность до внесения записи в Реестр.

Куда подается

Необходимо не только правильно подготовить отчётность, но и сдать её в соответствующие органы.

В ИФНС

В зависимости от формы реорганизации, заключительная отчётность сдаётся:

  • либо по месту регистрации реорганизуемого предприятия;
  • либо по месту регистрации правопреемника.

Она состоит из отчётности в налоговую службу и по внебюджетные фонды.

Во внебюджетные фонды

Не стоит забывать и про внебюджетные фонды – в ПФР, ФСС и ФОМС. Если на реорганизуемом предприятии есть нанятый персонал, то необходимо сдать отчёты за начисленные и уплаченные взносы.

Срок

Дату окончательной реорганизации определяют учредители при принятии решения.

На эту дату необходимо подготовить всю заключительную бухгалтерскую и налоговую отчётность, а также отчётность во внебюджетные фонды.

Во внебюджетные фонды необходимо сдать отчётность не позднее 1 месяца со дня утверждения передаточного акта, но не позднее, чем в ФНС. Эти сроки нужно соблюдать! В противном случае, правопреемника ожидает штраф.